Недавно у нас побывал Макс Ван Дер Стул. Ему открылась неприглядная картина.
Главная цель приезда – оценка положения с удовлетворением культурных запросов этнических украинцев. В частности, в сфере образования на родном языке.
Официальной информации о визите практически не было. Притом, что встречи прошли как с представителями общественности, так и в МИД, посольстве Украины, министерствах образования, культуры, по делам федерации, национальной и миграционной политики, Государственной Думе.
Видимо, не случайно. Гость специально интересовался степенью понимания властями национальной проблематики и уровнем государственной поддержки национально-культурного развития. Похвастать России тут нечем.
На контркурсах
С тех пор, как в конце 80-х было признано существование национального вопроса, в отечестве развернулся процесс пробуждения национального самосознания. Общество достаточно информировано только об одной его стороне – активности руководства ряда республик. Преимущественно о негативных, а то и экстремистских тенденциях. Именно здесь возникают видимые невооружённым глазом вызовы и, значит, горячие новости.
Но не менее бурно и, что принципиально важно, в конструктивном ключе прорастает понимание своей самобытности и желание её открыто выражать у представителей диаспорных меньшинств. То есть таких, что не имеют в России своих территориальных образований или живут за их пределами. Украинцы – как раз из этого числа. Только за последние месяцы их общества возникли в Иванове, Перми, Архангельске, Вятке, Саратове: самоидентификация людей идёт полным ходом. При этом – сугубо в определённых законом рамках. Такой выбор закономерен. Известно, что представители национальных меньшинств, растворённые в инокультурной среде, в целях самосохранения в массе своей особенно предрасположены к взаимодействию с официальными институтами и соблюдению общепринятых установлений. И при верной по отношению к ним политике государства представляют для него значительный запас лояльности и прочности. А это – ни много, ни мало – 25 миллионов наших сограждан.
18 сентября это на церемонии открытия Московского еврейского общинного центра официально признал президент Путин. Он произнёс также немало правильных слов о возрождении многонационального наследия страны, этнической гармонии и праве каждого человека развивать языковые и религиозные традиции своего народа. Справедливость требует отметить, что всё сделанное в Марьиной Роще хасидами Хабад Любавич не имеет с государственной поддержкой ничего общего. Но всё равно отрадно. Хотя бы так. Лиха беда начало.
Тем более удручает, что в отношении чиновников к чаяниям так называемых «нацменов» с махровых коммунистических времён качественно ничто не изменилось. Вот те же украинцы. Пока речь идёт о выступлении трио бандуристов или ансамбля пляски, особенно в сопровождении фуршета для ответственных лиц, можно быть спокойным за «добро». Стоит лишь заикнуться о помощи в организации информационной системы,– бетонная стена обеспечена. А ведь ещё живы люди, которые не понаслышке помнят о существовании до начала 30-х годов мощных украинских структур, например, на Кубани и в Приморье. Они включали в себя СМИ, культурные учреждения, школы и ВУЗы. На той же Кубани выходило более десятка периодических изданий, стотысячными тиражами издавались книги на украинском языке.
Дороги и дураки
Всё изменилось в 1932 году. Тогда вышло совместное постановление ЦК и ЦИК о запрете на Кубани украинского языка.
Его-то и поныне (!) изучают на селе сотни тысяч детей. Что это за языковедческие новости?! Вот так – люди говорят, а язык отсутствует. Фантом какой-то. Видать, так было предопределено, ещё когда Господь в Вавилоне наречия смешивал. Куда тут израильтянам с их возрождённым ивритом. Как в том анекдоте: «а это – чтобы французы со своей любовью не лезли».
Если серьёзно – катастрофа с такими умниками. Сталин давно умер. Советский союз ушёл в прошлое. А недоброй памяти документ как бы действует. Вроде его никто не отменял. Всё недосуг. Есть дела поважнее. Каждый день. Много лет. Продолжаем жить по принципу: нет бунтов,– нет проблемы.
Опаснейшее благодушие! С изрядной долей недомыслия к тому же. Или уже забыли, что детонатором распада СССР послужила не экономика (она потихоньку агонизировала со второй половины 70-х) и не гонка вооружений (её проиграли к 85-му и пошли на попятный), а именно множественные национальные напряжения? Не рано ли память отшибло?
Тогда можно напомнить о рекламных поездках представителей высшего руководства Федерации в Чечню в конце 1991–начале 1992 гг. От Бурбулиса с Полтораниным до Грачёва и Руцкого. Без всякого понимания культуры, обычаев и традиций народа и истории его отношений с центром. Неважно, каким он был в тот или иной период – московским, имперским, советским … Безграмотность в национальном вопросе породила кризис федеративной системы России. А заодно спровоцировала всплеск ксенофобии к кавказцам и вообще «чёрным» у русских и возвратную волну национальной розни с той стороны.
И вот уже прошедшие в Государственной Думе 21 сентября в присутствии делегации ПАСЕ парламентские слушания по Чечне рекомендуют: «президенту(!) контролировать меры по пресечению действий должностных лиц и СМИ, направленных на разжигание межнациональной розни и религиозной нетерпимости, преследование граждан по признакам национальной принадлежности; думе принять закон "О социальной защите граждан, пострадавших в ходе восстановления конституционного порядка..." (антиутопия какая-то!); правительству разработать программы возвращения перемещённых лиц и вынужденных переселенцев, обеспечения занятости, медицинской реабилитации, восстановления системы образования; МО и МВД – меры против неадекватного применения силы, насилия и притеснений гражданского населения, самоустранения командиров от исполнения обязанностей органов дознания, практики вымогательств, фактов сокрытия преступлений, дискриминации выходцев из Чечни по национальному признаку; судам отменить юридические акты любого уровня, ущемляющие права и свободы человека по национальному признаку».
Докатились. Не пора ли, наконец, осознать происходящее? Ужаснуться добровольно содеянному. Остановиться на гибельном пути. Ан нет. В руководстве страны и города мало москвичей во многих поколениях. Они не любят ходить по улицам столицы. А жаль. Глядишь, и ощутили бы глубоко запрятанную в глазах, но плотную, как спёртый воздух, враждебность. Москва чревата взрывом. Из-за противозаконного режима регистрации и полицейского произвола к инородцам в том числе. Но не только.
Не начнём проводить ответственную национальную политику немедленно – потом будет поздно. Зачем загонять любой народ в положение Чечни? Умный понимает, что дешевле во всех смыслах предотвратить кризис, чем его расхлёбывать. Но то ведь только умный. Или так много начальников делают бизнес на крови, что без него уже и всей стране нельзя?
«Позаботься о себе сам»
Ясно, что цивилизованной альтернативой межобщинным конфликтам и сепаратизму служит развитие экстерриториальной национально-культурной автономии. Так всюду в мире. Но характерно, что у нас созданием системы НКА озаботилось не государство, а представители этнических меньшинств. Они разработали закон «О национально-культурной автономии» и добились, чтобы он был принят Думой. Сформировали в соответствии с ним Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации (аналог Ethnic Council в Канаде). В настоящее время работают уже около двухсот различных национально-культурных автономий – на местном, региональном и федеральном уровнях. По большей части, замечу, без какой-либо помощи со стороны властей. Хотя закон их прямо к этому обязывает.
В авангарде процесса наряду с немцами, евреями и корейцами была и пятимиллионная украинская диаспора. Которая до сих пор добивается принятия федеральной программы государственной поддержки украинской культуры в России. Почему-то вынужденная убеждать её руководство в самоочевидном: таковая стабилизирует социальную обстановку и благотворно скажется на развитии диалога с обществом. А обратно получает, например, из администрации президента ответы о том, что в результате послекризисного сокращения финансирования программ для детей, ветеранов и инвалидов (?!) нет возможности поддерживать и украинцев. Как будто социологические исследования, периодика, учебники, библиотека, образовательные учреждения не пригодятся тем же властям для информации, а также обучения, например, дипломатических кадров.
Образец бюрократического шедевра – реакция старого министерства экономики. Оказывается, программу для украинцев принимать нецелесообразно, поскольку тогда их захотят и другие! А как вы ещё, господа, хотели в демократическом, федеративном, многонациональном, полирелигиозном и правовом государстве?! Так вот и нет ни одного регулярного печатного издания, школ (только несколько классов), библиотек, федеральной радио- и телепрограммы. Культурный центр построен за счёт Киева и представляет в Москве Украину, а не украинцев в России.
Впрочем, отклики на функционирование в Ногинске прихода независимой УПЦ ещё незамысловатей. Сначала то не давали, то отнимали помещение. Теперь периодически громят.
Как живётся у соседа
Дума же в июле с.г. и вовсе принимает заявление о дискриминации на Украине русского языка. Не смущаясь прямой дезинформацией. Вот факты. Согласно переписи 1989 года на Украине проживало 22% русских. В году 2000 русское образование получают 37% школьников и 35% студентов. Русские книги составляют 55% библиотечного фонда, газеты – 49%. Около 50% русских государственных театров. 15% радио- и 21% телевещания. Всё – от общего, замечу, а не только русского, числа. В регионах традиционного проживания русского населения эти показатели ещё выше – от 58 (Запорожье) до 100 (Севастополь) %. По конституции Крыма русский является одним из трёх официальных языков. Даже в западных областях, где русские в абсолютном меньшинстве, имеются русские и двуязычные школы, факультеты и СМИ.
Горе европейцам
Вот такой безрадостный пейзаж предстал гостям. Как забытый на операционном столе раскрытый пациент. Труднёхонько выпутываться. И Россию обижать не хочется, да и мимо двойного стандарта не пройти. Тем более что русские украинцы никуда из страны не стремятся. Никакие земли от неё отъединять – тоже. Хотят быть такими же гражданами, как все, применить на нашей почве известный и успешный зарубежный опыт, прояснить свою позицию отечественному и мировому общественному мнению. Видят проблему, как часть политики в области соблюдения прав человека, а гражданский диалог административных структур с НКА – фрагмент общенациональной общественной дискуссии.
И хотя ван дер Стул со товарищи занимался только сбором информации и стремился соблюдать конфиденциальность выводов, всё-таки не мог не признать правильность подходов меньшинства и существование острой правозащитной проблемы. Правда, всё хотел увидеть отказы на обращения родителей с просьбой обучать их детей украинскому языку. Так ведь поначалу ему было невдомёк, что в России не привыкли подавать заявления, когда ничего нет. И информации тоже. Да и власти не любят оставлять эпистолярные следы своего несогласия с гражданами. Но потом понял. Впрочем, теперь, думаю, заинтересованные лица начнут более настойчиво требовать документированные ответы на свои письма. И в следующий раз их будет предостаточно.
Сказать, что он уехал озадаченным,– ничего не сказать. Обострение гуманитарного фактора в отношениях России с развитым сообществом обеспечено. Зачем мы создаём себе трудности на ровном месте?
Ничего не вижу...
Пока пещерный уровень восприятия действительности торжествует. Вот заседание правительства в апреле. Незадолго до президентских выборов нашлось время заслушать национальные проблемы (вопрос переносился из одной повестки дня в другую в течение двух лет). Путин уходит сразу после телекамер. С ним – ключевые министры. Оставшиеся зевают и перескакивают с темы диаспорных меньшинств на события на Кавказе. Они явно не понимают, в чём разница между национальной (культурной) и федеративной (административной) политиками. Что национально-культурная автономия не имеет и по закону не может иметь никакой территории. Да и не ставит такие задачи. Хотя министр упомянул о том в докладе раз 15. Или совсем свежее. Консультативный совет при правительстве по делам НКА с мая не работает, поскольку могущие курировать его вице-премьеры футболят его бумаги друг другу. А бюджетная заявка совета на проектное финансирование разработанных своими силами исследовательских программ по диаспорам, похоже, опять заматывается. Притом, что пока в Российской Федерации существуют 198 народов. 22 из них – скоро вымрут из-за «мудрой» политики прошлого. Начальники вообще видят, в какой стране живут? И что творят?
Стоит ли удивляться, что в миннаце работает не более десятка знающих национальную проблематику и преданных делу специалистов. Что среди министров, сменявшихся в течение 10 лет, почти не было осведомлённых в своём участке управления людей. Что диаспорам ни вместе, ни по отдельности не позволяют иметь свои радио и телеканал, не дают помещения ни на федеральном, ни на московском уровнях. Что ответственные лица никак не могут либо не хотят понять, что упования, например, русских украинцев – не досадная причуда, а их законное право. Что они такие же граждане России, как и все остальные. И государство обязано заботиться о финансовом обеспечении удовлетворения их культурных потребностей. Они и так платят налоги, чтобы с них требовать, дабы их организации были на полном самообеспечении.
Однако за внешним абсурдом кроется более серьёзная опасность – желание держать всю национальную активность под полным полицейским контролем. К чему оно приводит, хорошо показали примеры СССР и Чечни. Неужели опять будем ждать, пока рванёт, чтоб осознать, что дешёвая национальная политика в многонациональном государстве с неизбежностью оборачивается дорогими во всех отношениях спецоперациями? Или для наших политиков кровь человеческая – по-прежнему водица? Тогда их надо срочно менять. Иначе достойного места в мире России не видать. Никогда.