После введения санкций Белгородская, Курская, Липецкая и Воронежская области оказались в числе регионов-лидеров РФ по доле импорта в одежде и электронике

Доля импортной продукции в оптовом товарообороте пищевых продуктов, одежды и электроники во втором квартале 2022 года составила 19,8%, 45,6% и 79% соответственно, что превышает досанкционные уровни. К такому выводу пришла аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, которая изучила данные Росстата.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Согалсно ее выводам, в оптовых продажах одежды и обуви максимальна доля импорта в в РФ у Белгородской области с апреля по июнь достигла (100%). Кроме того, импорт превалирует в Ленобласти (95,6%), Новгородской области (84%), Краснодарском крае (75,1%) и Брянской области (70%). В белгородском Росстате пояснили, что региональные предприятия активно реализуют продукцию из Белоруссии и Украины. Среди регионов Черноземья в указанной отрасли импорт также существеннен в Курской (за квартал снизился с 30 до 25%) и Липецкой (сократился с 19,6% до 18,3%) областях.

Наибольшая доля иностранных компьютеров, смартфонов и другой электроники фиксируется по итогам второго квартала на оптовом рынке Приморского края (99,7%), Севастополя (99%), Удмуртии (93,5%), Липецкой области (91,6%, после первого квартала было 92,3%) и Башкортостана (85,1%). Также в указанном секторе высокие показатели испорта продемонстрировали Курская (80%) и Воронежская области (увеличился с 63,1 до 65,5%).

Больше всего импортного продовольствия реализуется в Смоленской области (77,5%), куда завозится мясо-молочная продукция из соседней Белоруссии, а также в Курганской области (57%), Краснодарском крае (53,7%), Магаданской области (50%) и Башкортостане (46,9%). В топ-20 субъектов по этому показателей регионов Черноземья нет.

Аналитики пояснили, что для своих подсчетов использовали данные Росстата по форме №1-конъюнктура (опт), по которой отчитываются юридические лица, осуществляющие оптовую торговлю, за исключением микропредприятий. Выборка формируется методом основного массива и охватывает около 10% предприятий. В первую очередь в нее включаются организации с наибольшим торговым оборотом, зарегистрированные в административных центрах субъектов.

«Обороты оптовой торговли снизились в связи с сокращением спроса, а импортные поставки сократились из-за санкций, ухода из страны зарубежных поставщиков и закрытия для России множества зарубежных рынков,- напомнила президент FinExpertiza Елена Трубникова. - Однако доля импорта в рублевой выручке предприятий по ряду товарных категорий, прежде всего по потребительским товарам, продемонстрировала рост. На это во многом повлияло удорожание импортной продукции: несмотря на укрепление курса рубля, зарубежные товары становятся дороже для российских потребителей из-за усложнения логистики и роста издержек. Кроме того, многие компании, как и население, решили закупиться нужными товарами впрок».

Госпожа Трубникова полагает, что ближе к лету импортеры «переключились на страны СНГ, дружественные государства ближнего зарубежья, Юго-Восточной Азии, Китай, а также налаживают параллельный импорт»: «Ввоз в страну товаров без согласия правообладателя будет дороже, но это позволит сохранить на рынке предложение привычных западных брендов. Здесь важно подчеркнуть, что мы говорим о постепенном улучшении ситуации с импортом потребительских товаров. В то же время заметного восстановления инвестиционного импорта оборудования и импорта промежуточной продукции, то есть сырья и комплектующих, пока что не наблюдается. Вопрос доступности инвесттоваров для промышленности, от которых зависит процесс импортозамещения и структурной перестройки экономики, на данный момент остается открытым».

Андрей Цветков

Вся лента