Сделать можно, продать непросто

Оборонной промышленности подбирают покупателя на гражданке

Одной из ключевых тем форума «Армия-2021» стал поиск баланса между государственным и частным спросом на гражданскую продукцию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в контексте импортозамещения. Бизнес признает, что военная промышленность способна технологически удовлетворить запрос на ряд товаров — их перечень будет детализирован в следующие полгода. При этом компании ждут от ОПК гарантий качества и рыночных цен — или компенсации разницы государством. Вероятно, в ближайшее время центральной темой в обсуждении властями диверсификации ОПК и станет предельная цена участия бизнеса в импортозамещении.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Оборонно-промышленный комплекс способен частично удовлетворить спрос частных компаний на высокотехнологичную продукцию. Такие выводы по итогам опроса предпринимателей представил на форуме «Армия-2021» комитет РСПП по инвестиционной политике. Так, 79% опрошенных союзом компаний рассматривают варианты сотрудничества с предприятиями ОПК в рамках импортозамещения, при этом бизнес верит, что это может обеспечить им «качественный прорыв». В частности, предприниматели указывали на отсутствие рисков остановки производственных процессов в случае новых санкций при закупках у ОПК, а также возможное появление стимулов со стороны государства, заинтересованного в импортозамещении.

Как пояснили “Ъ” в инвестиционном комитете РСПП, такими стимулами могут стать субсидии на НИОКР или на поставки первой партии товаров ОПК — при успехе сотрудничества гражданские компании готовы искать финансирование на рынке.

В целом же ключевым фактором для участия бизнеса в импортозамещении считается готовность ОПК конкурировать с импортными предприятиями по ценовым и качественным критериям. Ранее “Ъ” уже рассказывал о предложениях РСПП по вовлечению ОПК в рынок (см. “Ъ” от 30 июля) — например, о необходимости индексации цен на продукцию ОПК при поставках по гособоронзаказу, что позволит предприятиям модернизировать производство и конкурировать уже на рынке гражданской продукции. Де-факто для частных компаний вопрос участия в закупках продукции ОПК решается гарантиями качества и рыночной цены со стороны ОПК или переносом рисков на сторону государства (компенсаций в случае срыва объемов и сроков поставок, несовместимости имеющейся базы оборудования и технологий, неудовлетворительного качества поставок и повышения себестоимости выпуска продукции).

Отметим, что в следующие полгода дискуссии вокруг вовлечения частных предприятий в поддержку оборонки, вероятно, будут проходить между Минпромторгом, ОПК и РСПП и сведутся к обсуждению предельных объемов господдержки диверсификации ОПК.

Так, по данным “Ъ”, РСПП уже занимается формированием перечня продукции, интересной бизнесу. На следующем этапе, вероятно, предприятия ОПК должны представить ценовые предложения и при необходимости заручиться поддержкой правительства в части субсидирования закупок такой продукции бизнесом.

Напомним, что переориентации ОПК на производство гражданской продукции уже несколько лет требует Владимир Путин. Для выполнения цели по диверсификации оборонно-промышленное лобби предлагало обеспечить государственный спрос на продукцию ОПК за счет минимальной доли закупок государства и госкомпаний у таких предприятий, однако инициативы так и не были поддержаны. Дискуссии продолжаются до сих пор. При этом в понедельник на форуме чиновники обратили внимание и на «встречную» возможность использования оборонными предприятиями гражданских технологий. В частности, вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил потенциал искусственного интеллекта. По его словам, экономия лишь только в промышленном секторе благодаря технологиям искусственного интеллекта в 2020 году составила более 4 млрд руб., в целом совокупный эффект за год от внедрения таких решений в крупнейших российских компаниях составляет до 60 млрд руб., что обеспечивает прирост их выручки на 1–2%. Чиновник допустил, что гражданские наработки и специалисты в сфере, финансированием которой сейчас занимаются преимущественно частные компании, могут оказаться востребованными ОПК.

Диана Галиева

Вся лента