Spar начинает экономить

Российский франчайзи сети может запустить дискаунтеры

Популярность дискаунтеров в России набирает обороты. Нового игрока под вывеской Smart может создать «Спар Миддл Волга», которая развивает по франшизе сеть супермаркетов голландской Spar. Ключевая проблема работающих в сегменте дискаунтеров сетей — нехватка помещений по низким ценам, указывают эксперты.

Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ

Развивающая по франшизе супермаркеты голландской сети Spar «Спар Миддл Волга» планирует открыть собственную сеть дискаунтеров под брендом Smart. Об этом “Ъ” рассказал источник на рынке коммерческой недвижимости. О новом проекте компании известно еще одному собеседнику “Ъ”. По их данным, «Спар Миддл Волга» уже начала поиск помещений под новую сеть в Москве и Московской области площадью 700 кв. м и 1 тыс. кв. м соответственно.

Бренд Smart принадлежит нидерландской SPAR Russia B.V. «Спар Мидлл Волга» использует название по лицензии в качестве собственной торговой марки (СТМ), под которой продает около 250 наименований, включая продукты, товары для дома и пр. В «Спар Миддл Волга» и SPAR Russia B.V. на вопросы не ответили.

По собственным данным, «Спар Миддл Волга» управляет почти 200 из 350 магазинов Spar в России. Согласно ЕГРЮЛ, компания контролируется нижегородскими предпринимателями Альбертом Гусевым и Юрием Маркиным. В 2020 году выручка «Спар Миддл Волга» выросла на 17,83%, до 61,7 млрд руб., чистая прибыль увеличилась почти в шесть раз, до 86,8 млн руб.

Дискаунтеры — один из самых быстрорастущих форматов на российском розничном рынке. По данным 2ГИС, с сентября 2017 по сентябрь 2020 года число дискаунтеров в России выросло на 24,7%, до 139,6 тыс. объектов. Крупнейший игрок в сегменте — «Светофор» — управляет более чем 2,2 тыс. магазинов с ассортиментом до 2 тыс. позиций. По данным Infoline, в 2020 году выручка сети выросла на 38,8%, до 189 млрд руб., год к году. Собственные дискаунтеры уже запустили почти все крупнейшие игроки на рынке. Так, X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») развивает сеть «Чижик», «Магнит» — «Моя цена», а «Лента» — «365+».

Гендиректор «Infoline Аналитики» Михаил Бурмистров оценивает инвестиции «Спар Миддл Волга» в разработку проекта дискаунтеров, адаптации портфеля СТМ и открытие первых двух пилотных магазинов примерно в 50 млн руб.

Однако, предупреждает он, рынок Москвы и области — конкурентный, а его ключевая проблема — недостаток подходящих локаций.

Нехватка помещений во многом связана с несоответствием ожиданий собственников и операторов по арендной ставке и возможностей дискаунтера ее платить, уточняет глава отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько: «Дискаунтеры вынуждены держать долю аренды в товарообороте не выше 5%, чтобы сохранять маржу за счет экономии на всех затратах, поскольку наценка на товар минимальна».

По оценкам партнера Colliers Станислава Бибика, аренда подходящей «Спар Миддл Волга» торговой точки в Московском регионе обойдется в 12–18 млн руб. в год.

Госпожа Малахатько добавляет, что классический дискаунтер может платить за аренду до 10 млн руб. в год и обычно магазины занимают полуподвалы, расположенные на второй линии точки или имеющие неэффективную планировку помещения.

Экономика дискаунтеров может быть более сложной, чем у магазинов с обычными ценами, предостерегает аналитик Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Она ссылается на данные ГК «О’Кей», у которой по итогам 2020 года рентабельность EBITDA дискаунтеров «Да!» была 3%, что в три раза меньше, чем у гипермаркетов. В «Ленте» заявили, что продолжают тестировать формат в Сибири, решение о его тиражировании пока не принято. X5 открыл десять магазинов «Чижик» и планирует оценить результаты проекта по итогам года. В «Магните» говорят, что открыли около 60 дискаунтеров на базе собственных же точек формата «у дома».

Никита Щуренков, Халиль Аминов

Вся лента