Пролукарии всех стран, соединяйтесь

Александру Лукашенко осталось только апеллировать к рабочим

Спустя две недели после выборов президента Белоруссии в Минске так и не прекратились массовые акции — как против переизбрания Александра Лукашенко, так и в его поддержку. При этом участники оппозиционных акций теперь не скрывают, что «протест немного выдохся». Понимая это, в пятницу к своим сторонникам с воззваниями обратились оба политика, заявивших о победе на президентских выборах,— Светлана Тихановская и Александр Лукашенко. Первая заверила, что белорусы «не смогут забыть и простить насилие», а второй — что он полностью контролирует ситуацию в стране. При этом господин Лукашенко дал понять, что особо рассчитывает на преданность рабочего класса. А не то на их места быстро найдут тех, кто и не думает бастовать, например «шахтеров из Украины».

Последние данные по протестам в Белоруссии

Смотреть

«Саня остается с нами»

Всю неделю Минск ничем не напоминал город, в котором происходит революция. Да, от 10 тыс. до 15 тыс. противников Александра Лукашенко каждый вечер собирались на площади Независимости под бело-красно-белыми флагами, но к полуночи они дисциплинированно расходились по домам. Сторонники президента старались не отставать и проводили красно-зеленые (по цветам государственного флага) митинги: на них приходило примерно по 1,5 тыс. человек. Но в целом политическая активность оказалась заперта в пределах отдельных скверов и площадей. Протест явно затухал — и вот в пятницу он вновь выплеснулся на улицы столицы. На этот раз власти Белоруссии попытались победить его без применения насилия.

Акция «Цепь покаяния» последние два дня анонсировалась оппозиционными Telegram-каналами: они призывали людей выстроиться в живую цепочку длиной в 14 км — от изолятора на улице Окрестина, куда свозили задержанных в ходе акций протеста, до урочища Куропаты, где в 1930-е годы проходили массовые расстрелы.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

К назначенному времени у изолятора выстроились три десятка человек с красно-белыми флагами, распятиями и иконами. Самые первые радостно улыбались: было видно, что они верят в успех акции почти так же сильно, как в Бога. И действительно, каждую минуту в цепочку вставали все новые и новые люди. Через полчаса их стало так много, что одной из женщин пришлось вести желающих дальше от изолятора. «Я не организатор, но эта акция несколько дней обсуждалась христианами Беларуси,— объяснила она “Ъ”.— Покаяние — потому что мы будем молиться за тех милиционеров и омоновцев, кто проявил жестокость во время недавних событий. Мы будем просить Бога простить и вразумить их. А в 20:00 мы будем вместе читать молитву "Отче наш"».

В цепочке стояли христиане разных конфессий, но еще больше «обычных» протестующих с бело-красно-белыми флагами. Было видно, что они засиделись на площади Независимости. «Эта неделя показала, что наш протест немного выдохся,— признался “Ъ” один из участников акции, пожелавший остаться анонимным.— Не хватает лидера, который скажет четко, что делать и как. Координационный совет оказался чем-то другим, они ведут себя так, как будто взяли власть, а ведь победа далека. Но мы надеемся, что воскресный Марш свободы придаст нужный импульс. Люди не сдались».

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Сопровождать акцию «Цепь покаяния» должны были автомобилисты—участники «Пробки солидарности»: в шесть вечера многие автолюбители «застряли» на дороге и загудели.

Между тем свой ответ им дали сторонники власти: по проспекту Независимости промчались сотни автомобилей и мотоциклов с красно-зелеными флагами (у некоторых были и российские триколоры). Из колонок ревела разухабистая песня «Саня остается с нами», которая еще с прошлых выборов стала символом сторонников господина Лукашенко. Вряд ли автопробег был стихийным: под движение машин подстраивали работу светофоров. Многие приветственно махали участникам с тротуаров. Впрочем, еще больше людей показывали автомобилям средний палец или знак победы (V; victory). Машины недовольно бибикали, участники автопробега еще громче врубали песню про Саню — в этой какофонии молитва «Отче наш» так и осталась неуслышанной.

«Хочу сохранить мир и покой»

Тем временем в регионах Белоруссии на ряде предприятий в пятницу продолжались забастовки. С призывом не прекращать их к рабочим обратилась Светлана Тихановская. «Будущее Белоруссии зависит сейчас от вашего единства и вашей решительности»,— говорила она в видеообращении. Позже госпожа Тихановская дала в Вильнюсе пресс-конференцию — первую со дня президентских выборов 9 августа. Встреча продлилась около 20 минут.

Краткую политическую карьеру Светланы Тихановской выдавала лаконичность ее ответов: на некоторые вопросы она реагировала одной фразой, от ответа на другие уходила.

Короткий призыв «ко всем странам мира» «уважать суверенитет Белоруссии» госпожа Тихановская повторила трижды, ответив им и на вопрос о возможности вмешательства со стороны РФ, и на вопрос о санкциях Евросоюза. «Я безумно люблю свою родину. И я очень хочу туда вернуться. И я вернусь туда обязательно, когда буду чувствовать себя в безопасности»,— пообещала она. Когда журналисты поинтересовались, сколько смогут еще продолжаться демонстрации, госпожа Тихановская сказала: «На этот вопрос ответит только время». И добавила: «Народ Белоруссии уже не сможет принять нынешнее руководство. Не сможет забыть и простить насилие».

Рабочая повестка Александра Лукашенко, в свою очередь, по-прежнему должна была свидетельствовать, что глава государства контролирует ситуацию, а протесты уже на исходе.

В субботу президент посетит военные учения в Гродненской области, а в пятницу он выехал в Минскую область на встречу с трудовым коллективом агрокомбината «Дзержинский». По своему обыкновению господин Лукашенко разъяснил сотрудникам предприятия, как обстоят дела в стране и за рубежом. При этом он заочно обратился к президенту Франции Эмманюэлю Макрону, накануне предложившему свое посредничество в урегулировании конфликта: по мнению Александра Лукашенко, он сам мог бы выступить посредником между президентом Макроном и «желтыми жилетами».

Определенное давление, признался Александр Лукашенко, присутствует — изнутри и снаружи. «Я тут никого не запугиваю, но это есть на самом деле. Мы вынуждены это учитывать и жестко сопротивляться,— объяснил господин Лукашенко.— В то же время я хочу сохранить мир и покой для тех, кто хочет работать. Я не могу полностью перевести страну на военное положение». Обратился он и к рабочим других предприятий, в том числе и «Беларуськалия»: «Что вы бастуете? Хорошо, бастуете — ладно. Я даю команду директору: не надо за ними бегать. У нас в Солигорске 2 тыс. человек хотят работать на “Беларуськалии”. Они придут. Не они придут — во всем мире безработица. Приедут из Украины шахтеры. Их море — безработных».

Подкреплением словам президента должен был служить ряд заявлений белорусских ведомств, сделанных в пятницу. Так, в правительстве назвали идею отказываться от национальной продукции (к этому призывает оппозиция в Telegram-каналах) «экономическим самоубийством» и «диверсией».

Генпрокуратура предупредила рабочих, что «временный добровольный отказ от выполнения трудовых обязанностей» является стачкой, когда речь идет о разрешении трудовых споров. А участие в несанкционированных акциях по политическим мотивам — это уже прогул, грозящий увольнением.

Об уголовной ответственности за участие в протестах напомнили в Следственном комитете Белоруссии, где в пятницу допросили двух членов Координационного совета оппозиции — Максима Знака и Сергея Дылевского. А в МВД республики дали понять, что поступившие от граждан заявления в связи с пропажей родственников и знакомых в массе своей связаны не с «задержаниями участников массовых беспорядков», а с тем, что «некоторые граждане отбывают наказание в виде административного ареста за противоправные действия», а «значительная часть заявленных граждан уехала на заработки или на отдых за границу, никого не предупредив».

Прокомментировали власти и распространяемые Telegram-каналами слухи о том, что правительство собирается заморозить валютные операции или ввести запрет на снятие вкладов. По словам первого заместителя премьер-министра Николая Снопкова, об этом речи даже не идет. «Уполномочен официально заявить, что о таких программах я не слышал»,— сказал он, успокоив одних белорусов и лишь укрепив подозрения других.

Галина Дудина; Александр Черных, Минск

Куда идет белорусский рубль

Судя по официальным показателям, протестные настроения в Белоруссии пока оказывают незначительное влияние на курс белорусского рубля (BYN). По данным Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ), по итогам первой торговой недели после выборов президента, состоявшихся 9 августа, курс доллара вырос на 0,48%, до 2,461 BYN/$. Низкая волатильность сохранялась и в начале текущей недели. С понедельника по среду курс доллара прибавил только 0,3% и поднялся до 2,467 BYN/$. В последующие дни ситуация резко ухудшилась. По итогам пятничных торгов курс доллара составил 2,5246 BYN/$, что на 1,3% выше значений закрытия четверга и на 2,6% — конца предшествующей недели. По данным агентства Reuters, курс доллара вырос за неделю на 3,3%, до 2,538 BYN/$.

Впрочем, ослабление белорусского рубля происходит на фоне общего снижения курсов валют развивающихся стран. По данным Bloomberg, по итогам минувшей недели российский рубль ослабил позиции по отношению к доллару США на 2,8%, бразильский реал — на 3,3%. Инвесторы уходят в американскую валюту из-за отсутствия прогресса в согласовании четвертого пакета помощи в США, а также ухудшения ситуации с пандемией коронавируса в Европе.

Виталий Гайдаев

Вся лента