«В любой непонятной ситуации я получал удар током»

На процессе по делу «Сети» приступили к допросам обвиняемых

В Санкт-Петербурге на заседании по делу об участии в так называемом террористическом сообществе «Сеть» (запрещено в России) защита приступила к допросу одного из обвиняемых — программиста Виктора Филинкова. Он рассказал об обстоятельствах своего задержания в аэропорту Пулково в январе 2018 года и пожаловался на пытки током сотрудниками ФСБ. Факт наличия следов от них в суде подтвердили бывшие члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК).

Обвиняемый по делу «Сети» Виктор Филинков

Фото: Давид Френкель, Коммерсантъ

На выездном заседании 2-го Западного окружного военного суда адвокат Виталий Черкасов, представляющий интересы Виктора Филинкова, попросил суд перейти к допросу своего подзащитного — ранее дача показаний обвиняемыми планировалась на четверг. Адвокат попросил господина Филинкова подробно рассказать об обстоятельствах его задержания.

23 января 2018 года в аэропорту Пулково его задержала группа из пяти-семи человек. Программист уже прошел регистрацию, паспортный контроль и ожидал вылета в Минск около нужного терминала: он направлялся к своей жене, сломавшей руку в аварии. Подошедшие сотрудники сообщили Виктору Филинкову, что у него проблемы с багажом, поэтому ему надо пройти с ними. Программиста завели в комнату, где забрали все вещи, в том числе телефон, начали задавать вопросы о работе и зарплате. «Когда я провел там около двух часов, начал беспокоиться… Прибыли еще сотрудники. Один спросил: "Понимаешь, что происходит?" Я ответил отрицательно,— рассказывал господин Филинков в суде.— "Один тоже не понимал, а потом упал два раза и все понял", — сказал сотрудник, пояснив, что это не угроза, а рассказ о том, "как бывает"».

По словам Виктора Филинкова, из аэропорта его отвезли в 54-й отдел полиции, а затем в 26-ю больницу, где провели медобследование. На выходе из больницы старший оперуполномоченный ФСБ капитан Константин Бондарев якобы скомандовал застегнуть обвиняемому руки сзади, после чего его посадили в минивэн марки Volkswagen. «Машина еще не тронулась, меня начали бить. Сотрудник в маске наносил мне удары, несколько раз меня ударил и Бондарев. Сотрудник в маске спросил: "Что ты орешь?" Но я не орал, да и били меня пока не сильно. После я получил удар током, а это было уже очень больно»,— рассказывал Виктор Филинков.

Параллельно с этим, по словам фигуранта, ему задавали вопросы про оружие и просили по пунктам запоминать «правильные» ответы.

«В любой непонятной ситуации я получал удар током. Когда говорил "не знаю", мне говорили "запоминай", и я это повторял»,— объяснял обвиняемый.

После избиения Виктор Филинков оказался в лесополосе, где ему якобы угрожали пытками на морозе: «Я этого очень не хотел и вел себя соответственно — запоминал и отвечал на вопросы».

На следующий день, согласно показаниям обвиняемого, в квартире его знакомого, где жил и сам господин Филинков, провели обыск, а в здании УФСБ на Литейном проспекте состоялся его допрос в качестве свидетеля. «Вопросов и ответов не было, передо мной просто положили листок бумаги с показаниями и сказали подписывать. Я спросил, можно ли мне адвоката. Следователь сказал: "Ну давай телефон адвоката. Позвоню ему". Я ответил, что не знаю телефонов адвокатов. "Ну вот и все",— сказал на это следователь»,— пересказывал события 2018 года Виктор Филинков. По его словам, до 24 января он пробыл в здании ФСБ.

Напомним, 23 января Виктор Филинков перестал выходить на связь со своими близкими — искать его начала жена Александра Аксенова, к которой он должен был прилететь в Киев. Уже 25 января Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга вынес постановление об аресте программиста по обвинению в участии в террористическом сообществе. На тот момент Виктор Филинков признавал имеющиеся в отношении него подозрения. 26 января члены ОНК посетили программиста в СИЗО, где зафиксировали многочисленные гематомы и следы от электрошокера.

Как сообщал “Ъ”, практически все фигуранты дела «Сети» из Пензы и Санкт-Петербурга заявляли о пытках.

Всего в нем фигурируют 11 человек, семь из которых уже осуждены Центральным окружным военным судом в Пензе к длительным срокам — от 6 до 18 лет. ФСБ считает, что участники «пензенского дела» планировали устроить серию терактов для дестабилизации обстановки в стране и свергнуть власть в России. Вины никто из них не признал.

В суде свидетелями со стороны защиты выступили бывшие члены ОНК Яна Теплицкая и Екатерина Косаревская. Правозащитницы рассказывали о своем визите в СИЗО 26 января 2018 года, где они общались с Виктором Филинковым. «Мы увидели многочисленные ожоги на его теле»,— сказала госпожа Теплицкая. Сотрудники СИЗО дали членам ОНК видеорегистратор и те засняли повреждения. Тогда же Виктор Филинков подробно рассказал им о пытках.

Сторона защиты просила приобщить к материалам дела заключения членов ОНК после посещений Виктора Филинкова, однако суд в ходатайстве отказал. Заседание продолжится 28 мая.

Как сообщал “Ъ”, в мае 2018 года Военное следственное управление Следственного комитета России (СКР) отказалось возбуждать уголовное дело по жалобам обвиняемых и свидетеля на пытки со стороны сотрудников ФСБ. Вместо проверки видео СКР опросил сотрудника ФСБ, участвовавшего в задержании активиста. Тот заявил, что господин Филинков якобы попытался сбежать из автомобиля, после чего к нему два раза был применен электрошокер. Защита Виктора Филинкова обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой против России.

Марина Царева, Санкт-Петербург

Фотогалерея

Осужденные по делу «Сети»

Смотреть

Вся лента