«У отдельных работников зарплата достигла 50–90 окладов»

Как гигантские инвестиции подрывали плановую экономику

11 мая 1989 года высший орган политической власти СССР — Политбюро ЦК КПСС — рассмотрел вопрос о катастрофическом состоянии строительной сферы, подрывающем финансовую систему страны. По сути, попытка ускорения экономического развития с помощью массированных вложений в строительство провалилась. Однако решение Политбюро, для того времени выглядевшее вполне логичным, если учитывать дальнейший ход событий, оказалось фатальным.

«Средняя продолжительность строительства промышленных объектов у нас составляет 7,7 года, что в 2,7 раза превышает нормативные и в 3–4 раза фактически достигнутые сроки в развитых странах»

Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

Из записки председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам социально-экономической политики Н. Н. Слюнькова в Политбюро ЦК КПСС «О повышении эффективности капитальных вложений и совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве», май 1989 года:

Комиссия ЦК КПСС по вопросам социально-экономической политики 24 апреля 1989 г. рассмотрела проблемы повышения эффективности капитальных вложений, совершенствования хозяйственного механизма в строительстве и докладывает Политбюро ЦК КПСС о своей оценке положения дел в капитальном строительстве и предложениях по основным направлениям перестройки в инвестиционной сфере.

Реализация принятых в текущей пятилетке мер по совершенствованию управления и хозяйственного механизма в строительстве, переход строительных организаций и предприятий на коллективный подряд, полный хозрасчет и самофинансирование вызвали определенные изменения в инвестиционной сфере. Выросли темпы прироста капитальных вложений, строительно-монтажных работ, ввода в действие основных производственных фондов и объектов социальной сферы. Увеличилась доля инвестиций на непроизводственное строительство, техперевооружение и реконструкцию действующих предприятий.

«Тяжелым бременем для экономики, финансов и денежного обращения страны является постоянно растущий объем незавершенного строительства»

Однако кардинальных качественных сдвигов в капитальном строительстве не достигнуто. Более того, за последние годы в связи с введением затратного хозяйственного механизма в инвестиционной сфере резко усилились негативные тенденции, стала падать эффективность капитальных вложений.

Требования XXVII съезда КПСС о сокращении минимум в 2 раза инвестиционного цикла, обеспечении строительства объектов и освоения производственных мощностей в нормативные сроки не выполняются.

Средняя продолжительность строительства промышленных объектов у нас составляет 7,7 года, что в 2,7 раза превышает нормативные и в 3–4 раза фактически достигнутые сроки в развитых странах.

Усилился разрыв в темпах роста капитальных вложений и ввода основных фондов. Среднегодовые темпы прироста капитальных вложений за 1986–1988 гг. составили 6,8 проц., а ввода основных фондов — 5,3 проц. На 1 руб. капитальных вложений ввод основных фондов с 95,8 коп. в 1985 г. снизился до 90,8 коп. в 1988 г.

«На 1 руб. капитальных вложений ввод основных фондов с 95,8 коп. в 1985 г. снизился до 90,8 коп. в 1988 г.»

Фото: Копосов Геннадий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Ежегодно не вводится более трети производственных объектов государственного заказа. Недоввод основных фондов за три года пятилетки превысил 20 млрд руб. Это поставило под угрозу выполнение заданий пятилетнего плана по наращиванию важнейших производственных мощностей.

Продолжается распыление сил и средств по многочисленным стройкам без увязки с имеющимися финансовыми и материальными ресурсами. Экономические рычаги сокращения фронта строительства и ограничения новостроек практически отсутствуют. Только за счет государственных капитальных вложений сооружается более 17 тыс. производственных строек. Это почти в 2 раза больше, чем мы можем укомплектовать ресурсами. В 1988 г. число новостроек увеличилось более чем на 4 тыс., или на 41 проц. Для завершения начатых объектов при сегодняшних подходах потребуется свыше 4 лет.

Тяжелым бременем для экономики, финансов и денежного обращения страны является постоянно растущий объем незавершенного строительства. За три года пятилетки он возрос на 30 млрд руб. и составил 150 млрд руб., или 81 проц. годового плана капитальных вложений. Оптимальный уровень (60 проц.) превышен на 40–50 млрд руб. В них «омертвлены» в среднем на 7–8 лет материальные ресурсы примерно на 25–27 млрд руб. и зарплата на 10 млрд руб.

«Стоимость проектно-изыскательских работ увеличилась почти на 1 млрд руб., или на 26 проц., а средняя зарплата проектировщиков — на 30 проц.»

Допускаются крупные бросовые работы в капитальном строительстве. Потери от списания затрат по неосуществленному и прекращенному строительству, проектно-изыскательским, буровым и прочим работам ежегодно составляют более 4 млрд руб.

Не сокращаются запасы неустановленного оборудования. На начало текущего года они составили 14 млрд руб., в том числе сверхнормативные — 3,2 млрд руб. Стоимость неустановленного импортного оборудования превысила 4,6 млрд руб. Более чем по трети этого оборудования уже истекли сроки гарантий инофирм.

«Стоимость неустановленного импортного оборудования превысила 4,6 млрд руб. Более чем по трети этого оборудования уже истекли сроки гарантий инофирм»

Фото: Владимир Воротников / ТАСС

Значительный ущерб народному хозяйству наносит несвоевременное освоение введенных мощностей. В нормативные сроки на проектный уровень выходит только 30 проц. сданных в эксплуатацию мощностей, а ряд из них вообще не достигает проектных параметров.

Стали систематически расти цены на строительную продукцию. По данным Промстройбанка СССР, в основном за счет ценового фактора достигается увеличение объемов строительно-монтажных работ. Это практически «съедает» весь прирост капитальных вложений.

Особенно возросли цены в проектировании. За 1988 г. стоимость проектно-изыскательских работ увеличилась почти на 1 млрд руб., или на 26 проц., а средняя зарплата проектировщиков — на 30 проц. У отдельных работников зарплата достигла 50–90 окладов. При этом физические объемы работы практически не увеличились, а качественный уровень проектов не повысился.

Сложившаяся обстановка в инвестиционной сфере, характеризующаяся распылением ресурсов, непомерной длительностью инвестиционного цикла и низкой эффективностью капитальных вложений, стала сдерживающим фактором в реализации намеченных партией программ развития социальной базы общества, технической реконструкции народного хозяйства, перестройки в целом.

Главной причиной обострившихся негативных процессов в капитальном строительстве является введение в 1986 г. затратного хозяйственного механизма. Он ориентирован на промежуточные, валовые показатели и не стимулирует рост готовой строительной продукции — ввод в действие объектов и освоение проектных мощностей.

Комиссия считает, что без коренной перестройки хозяйственного механизма, переориентации его на конечный результат существенных сдвигов в инвестиционной сфере не добиться.

В первую очередь следует обеспечить сбалансированность планов капитальных вложений, строительно-монтажных работ и ограничить фронт строительства реальными источниками финансовых и материальных ресурсов. Для этого потребуется в течение 2–3-х лет сократить объемы производственных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, а также значительно уменьшить количество одновременно строящихся объектов.

Необходимо в текущем году провести инвентаризацию производственных строек, имея в виду выявить объекты, которые нужно завершить в кратчайшие сроки или организовать на них производство товаров народного потребления с учетом передачи в аренду или кооперативам.

Целесообразно изменить структуру источников капитальных вложений, сократить в общем объеме ассигнования союзного бюджета за счет максимального использования собственных средств предприятий и организаций, а также бюджетов союзных республик и местных Советов на развитие их хозяйства, инфраструктуры и социальной сферы. На начало этого года остатки незадействованных средств предприятий составили свыше 29 млрд руб. На развитие жилищного строительства следует значительно расширить привлечение средств жилищно-строительных кооперативов и личных сбережений граждан. В этом году их общая сумма не превышает 7 млрд руб. (около 3 проц. к объему капитальных вложений). Централизованные капитальные вложения планировать в основном на сооружение объектов государственного заказа.

«Только каждый десятый реализуемый проект соответствует мировому уровню»


В целом систему планирования строительства необходимо перестроить в соответствии с положениями Закона СССР о государственном предприятии. План должен формироваться снизу трудовыми коллективами на основе договорных отношений организаций-подрядчиков и предприятий-заказчиков.

Представляется целесообразным отказаться от бюджетного финансирования централизованных капитальных вложений на производственное строительство и перейти на систему финансирования через кредит.

Следовало бы предусмотреть специальные меры, усиливающие заинтересованность заказчиков и подрядчиков в дальнейшем расширении и повышении качественного уровня реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

Наиболее слабым звеном во всей инвестиционной сфере, во многом определяющим ее затратный характер, низкую эффективность капитальных вложений и техническую отсталость создаваемых производств, является проектирование. Только каждый десятый реализуемый проект соответствует мировому уровню. По-прежнему сохраняется значительный отрыв проектирования от научных исследований. По данным Промстройбанка СССР, в проектах используется лишь одна из шести разработок науки. Выборочный анализ 179 проектов, начало строительства по которым намечается в конце текущей пятилетки, показал, что только в 10 из них предусмотрен рост производительности труда в 1,5–2 раза.

В целях коренного улучшения качественного уровня проектирования целесообразно разработать Комплексную программу по кардинальной перестройке проектно-сметного дела, включив в нее мероприятия по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма в проектировании, его нормативной базы, кадрового и технического обеспечения, а также упорядочить и укрепить органы экспертизы. Необходимо ввести в практику проектирования систему оценочных показателей, характеризующих эффективность проектов.

Особого внимания требует вопрос о коренной перестройке хозяйственного механизма в строительстве. Для создания нормальных экономических отношений необходимо перейти на расчеты с заказчиками, формирование прибыли, дохода и фондов экономического стимулирования строительных организаций только за готовую строительную продукцию после ввода объектов в эксплуатацию.

Следует ввести более жесткие экономические санкции за нарушение плановых (договорных) сроков строительства производственных мощностей и объектов, а также за сверхнормативные объемы незавершенного строительства и неустановленного оборудования, в том числе импортного. Целесообразно разработать новые нормы продолжительности инвестиционного цикла, в которых предусмотреть существенное сокращение сроков проектирования, строительства, реконструкции и освоения мощностей предприятий с учетом максимального совмещения всех стадий инвестиционного процесса. Предлагается установить срок продолжительности строительства производственных мощностей по опыту передовой отечественной и мировой практики не более 2–2,5 лет.

Следует предусмотреть меры по совершенствованию организации строительного производства, развитию низового хозрасчета, переводу на аренду бригад, участков, управлений, трестов и предприятий. Расширить кооперативные формы производства, создавать ассоциации строительных организаций и другие прогрессивные организационные формы строительства.

Необходимо также определить механизм экономической ответственности и заинтересованности участников инвестиционного процесса в снижении материалоемкости и стоимости строительства, в ускорении освоения введенных в действие производственных мощностей.

В целях реализации установок XXVII съезда КПСС о переводе капитального строительства на новый организационный и индустриальный уровень и повышении качества работ требуется принять специальные решения правительства об обеспечении отрасли квалифицированными кадрами строителей и создании для них необходимых социально-бытовых условий, укреплении производственной базы и развитии строительного машиностроения.

Комиссия полагала бы целесообразным направить данную записку в Совет Министров СССР для использования содержащихся в ней предложений при подготовке проекта постановления правительства по повышению эффективности капитальных вложений и коренной перестройке хозяйственного механизма в инвестиционной сфере.

Из решения Политбюро ЦК КПСС «О записке Комиссии ЦК КПСС по вопросам социально-экономической политики "О повышении эффективности капитальных вложений и совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве"», 11 мая 1989 года.

Согласиться с учетом обсуждения на заседании Политбюро с оценкой состояния дел в капитальном строительстве, выводами и предложениями по коренной перестройке хозяйственного механизма в инвестиционной сфере, содержащимися в записке Комиссии ЦК КПСС по вопросам социально-экономической политики...

Передать данную записку Комиссии ЦК КПСС на рассмотрение Совета Министров СССР.

Публикация Светланы Кузнецовой

Вся лента