Бонусные карты пора выбросить

Набирают популярность приложения, которые позволяют хранить скидочные карты в виртуальных кошельках

В первом полугодии эксперты Nielsen зафиксировали резкий рост продаж товаров через промоакции. В кризис бонусы и скидки пользуются повышенным спросом. Теперь для их получения не обязательно оттягивать карманы дюжиной пластиковых карт — бонусы уходят в онлайн-приложения для смартфонов. "Деньги" протестировали десять подобных программ и поговорили с их разработчиками.

Фото: Сергей Куликов, Коммерсантъ

Алексей Савкин

Подменить бумажник

Самый простой способ добиться максимальной скидки на товар — предъявить магазину дисконтную карту. По данным "РБК. Исследование рынков" за 2016 год, программы лояльности имеют 49% заведений общественного питания, 63% ритейлеров одежды и 65% обувных сетей. В среднем у москвича хранится дома около 25 дисконтных карт. "В половине случаев люди не пользуются картами просто потому, что не взяли их с собой",— сетует основатель CardsMobile (приложение "Кошелек"). Люди берут с собой всего три--пять карт, согласен генеральный директор CardParking Сергей Строков. По его оценке, упущенная выгода из-за не взятых с собой карт может достигать 90 тыс. руб. в год.

Кирилл Горыня идею "Кошелька" — мобильного приложения, в которое можно "положить" скидочные, банковские, транспортные карты,— подсмотрел в Японии в 2007 году. В 2010 году он совместно с партнерами открыл компанию, которая стала потом резидентом технопарка "Сколково". Сейчас "Кошелек" позволяет использовать как виртуальные карты, так и реальные. Пользователь через приложение может посмотреть состояние своего бонусного счета, историю покупок. Сейчас в "Кошелек" занесены карты лояльности 170 тыс. магазинов. Каждый день клиенты добавляют в "Кошелек" до 120 тыс. новых карт. У компании более 2,5 млн активных пользователей, которые оцифровали уже 17,5 млн карт.

"Основная тенденция рынка — отказ от неудобных и ненужных сейчас физических носителей. Через пять лет мы забудем о "скидочном" пластике, а через семь--десять лет большинство банковских карт станут виртуальными. Сам процесс выпуска карты, после того как будет разрешена удаленная идентификация граждан, также перейдет в онлайн: скачал приложение и в два клика выпустил себе любую карту",— мечтает господин Горыня.

Это перспективный рынок, и на нем у "Кошелька" много серьезных конкурентов. Среди них — приложение CardParking, которое позволяет не только переносить в смартфон имеющиеся у пользователей карты, но и выдавать новые. Для этого юзерам не нужно заходить в магазин, достаточно просто выбрать карту в приложении. Плюс к этому CardParking рассказывает пользователям об актуальных акциях и предложениях партнеров. Создатели софта надеются в скором времени выйти на рынок банковских карт и настроить привязку банковского пластика к приложению.

Бонусы в аренду

Фото: Сергей Куликов, Коммерсантъ

Компания ZRCARD сделала ставку на развитие социальных связей между пользователями своего приложения. Приложение позволяет не только хранить в телефоне свои скидочные карты, но и сдавать их в аренду и брать на время у других пользователей. Кроме этого, по картам, выпущенным в приложении, начисляется cash back на отдельный счет. Средства с него пользователи могут вывести на свои банковские карты. Компания была создана в 2016 году и очень быстро набирает пользователей, рассказывает генеральный директор ZRCARD Ислам Ахмедшин. Сейчас у сервиса более 70 тыс. активных юзеров. Рынок виртуальных карт в России только формируется. В конце концов пластик исчезнет из кошельков, уверены разработчики приложений.

Жители мегаполиса уже лет пять могут жить без кошелька, банковских карт, кэша и карт лояльности, купив смартфон с NFC и установив приложение типа "Кошелька", уверен директор центра FinTech & Blockchain фонда "Сколково" Павел Новиков.

Через пять лет мы забудем о "скидочном" пластике, а через семь--десять лет большинство банковских карт станут виртуальными

На его взгляд, есть еще две области, где кэш может пригодиться,— чаевые и рынок. Но и в этих случаях можно перевести средства с карты на карту без комиссии (есть у многих банков) или воспользоваться услугами недорогих терминалов. Новое поколение уже не помнит, как раньше пополняли баланс телефона с помощью скретч-карт, то же самое случится и с пластиком, уверен господин Новиков. Карты лояльности с магнитной полосой, которые сейчас выпускают некоторые магазины (их сложно оцифровать и внести в приложение), на его взгляд, тупиковое решение. "Их число тает, через десять лет мы уже не вспомним, что такое странное решение было в нашей жизни",— предрекает эксперт.

Он называет три причины, по которым мы все еще носим с собой обычный кошелек. Первая — это технологическая инерция. Сейчас не более трети телефонов оборудовано NFC, турникеты в транспорте и проходные также будут еще долго модернизироваться. Плюс аккумулятор смартфона является слабым элементом. Разрядившийся телефон может стать реальной проблемой для тех, кто решил отказаться от пластика.

Вторая — привычка, обычный консерватизм: без кошелька человек чувствует себя некомфортно и непривычно. "Думаю, что понадобится три-четыре года, чтобы приучить людей пользоваться виртуальными картами",— считает господин Новиков.

Третья, самая серьезная причина: серые зарплаты и финансовая неграмотность населения. Это довольно существенное препятствие, которое может осложнить переход на бесконтактные способы оплаты, по мнению эксперта.

Десять приложений для экономии денег

НазваниеКоличество
скачиваний*
Оценка
пользователей*
ПреимуществаНедостатки
КошелекБолее 1 млн4,3Большая функциональность: можноПока нельзя внести транспортные карты и
выпустить виртуальные карты известныхпривязать банковские карты.
брендов, посмотреть баланс по некоторымРазработчики обещают сделать это в
картам, бесплатно получить скидочные
купоны. Удобно вносить свои карты
ближайшее время
StocardБолее 5 млн4,6Удобное приложение для хранения картНебольшая функциональность: отсутствует
различного типа. Можно внести карту,
просканировав штрих-код или набрав
номер вручную. Есть информация о
скидках и акциях в магазинах
интеграция с программами лояльности
ZRCARDБолее 100 тыс.4,1Большая функциональность: можноНе вполне удобный интерфейс. Нельзя
покупать, оформлять и сдавать в арендупосмотреть состояние своего бонусного
свои карты. Начисляется кэшбэк за
покупки по картам, который потом можно
конвертировать в деньги и вывести на
свою банковскую карту
счета по некоторым картам
Mobile-pocketБолее 1 млн4,3Приятный интерфейс для хранения картОграниченная функциональность:
фактически приложение выполняет только
функцию хранения
CardParkingБолее 50 тыс.4,2Удобный интерфейс для хранения карт.Ограниченное предложение по выпуску
Можно выпустить виртуальные карты,виртуальных карт. Можно добавить только
проверять баланс бонусного счета,те карты, которые есть в каталоге
отслеживать свои покупки. Собираются
внедрить привязку банковских карт к
приложению
компании
PINbonusБолее 100 тыс.4,7Простое и понятное приложениеОграниченная функциональность:
фактически есть только функция хранения
карт
QIWI БонусБолее 50 тыс.4,6Удобная система для хранения карт.У приложения фактические есть только
Можно даже хранить карты с магнитнойдве функции — хранения карт и
полосой (чего нет у других приложений),информирования о скидках. Нельзя
но для этого надо купить специальнуювыпустить карты, посмотреть баланс по
карту QIWI и дополнительное устройствокартам
WmestocardБолее 10 тыс.4Обычное приложение для хранения картОграниченная функциональность. Нельзя
внести карту, у которой нет номера
штрих-кода. Небольшое количество
предложений по выпуску виртуальных карт
Android PayБолее 50 млн4,1Удобная платежная системаРабота с дисконтными картами — не
главная опция приложения. Фактически
приложение выступает просто как
хранилище фотографий дисконтных карт
Apple PayНе раскрываетсяНе раскрываетсяУдобная платежная системаКак и Android Pay, система выполняет
прежде всего функции платежей.
Скидочные карты могут быть
просканированы и внесены в кошелек

*В Google Play.

Вся лента