Расписание недели

30 июня — 7 июля

Фото: Gregory Batardon

фестиваль

Перформанс в ЦИМе Центр им. Вс. Мейерхольда до 5 июля

9 спектаклей/перформансов из Швейцарии, Японии, Словакии, Франции и России организаторы в этом году объединили темой современного танца и движения: движение и вербатим ("Протокол Мы"), движение и цифровые технологии ("Mainly Love"), шестичасовая танцевальная прогулка по улицам Москвы ("Dancewalk"). Для тех, кого интересует сюжетно и тематически организованное движение, имеются: перформанс о том, как устроено человеческое тело, если считать его архитектурным сооружением ("Остановка зимним вечером у леса"), история взаимоотношений Анны Ахматовой и Модильяни ("Ахматмоди"), стендап про всю танцевальную историю XX века ("Конденсированные истории"), история отношений отца и дочери — скульптора и хореографа ("Я танцую, потому что не верю словам"). Вниманию любителей более абстрактных композиций предлагаются звучащие электромагнитные волны, инфракрасные, гамма- и рентгеновские лучи ("Pletai"). Есть у фестиваля, разумеется, и теоретическая, лекционная часть.


выставка

Алексей Каменский. 90 лет Галерея Нади Брыкиной 30 июня — 14 июля

"Работа делается сама,— говорил Каменский,— я только пытаюсь понять, куда она меня направляет". Приклеившееся к этому художнику звание "шестидесятник" — это скорее ярлык. Искусство вело его не вместе с кем-то и не против кого-то, а по своим собственным дорогам. В военные годы он увлеченно читал письма Ван Гога, в "лихие 90-е" работал над циклами иллюстраций к Хлебникову, Маяковскому, французским поэтам. Работы его тоже двигались непредсказуемыми путями. Долгие годы висели на стенах его собственной мастерской, изредка отлучаясь на небольшие выставки. А потом вдруг начали разъезжаться по частным коллекциям Германии, Франции, Норвегии, США. Сейчас за пределами России творчество Алексея Каменского полнее всего представлено в цюрихской галерее Нади Брыкиной. К 90-летию со дня рождения художника часть ее собрания побывает в филиале этой галереи на Мясницкой — по совпадению, в нескольких минутах ходьбы от мастерской на Покровке, где многие из них родились. О том, как они рождались, на выставке будет маленький фильм.


фильм

Седьмой спутник Кинотеатр «Пионер» 1 июля, 14.10

Дебютный фильм Алексея Германа 1967 года по повести Бориса Лавренева — о генерале царской армии, профессоре истории права Адамове, которого арестовали в Петрограде в 1918 году вместе с врагами революции, а затем отпустили, установив, что в 1905 году в составе военного трибунала он отказался судить двух революционных матросов. Один из лучших фильмов о Гражданской войне, снятых в СССР, будет показан в "Пионере" в память об Алексее Баталове, сыгравшем в "Седьмом спутнике" небольшую роль комиссара.


Фото: Никита Инфантьев, Коммерсантъ

фестиваль

Усадьба. Джаз Музей-усадьба «Архангельское» 1 июля, 14.00

Программа нынешнего, уже 14-го по счету фестиваля составлена из ведущих исполнителей разных направлений джаза. Наряду с талисманом "Усадьбы. Джаз" Нино Катамадзе здесь выступит норвежский ню-джазовый трубач Нильс Петтер Мольвер, восходящая звезда R'n'B Манижа и отечественный классик Алексей Козлов. На отдельной площадке "Усадьба Jazz Kids" пройдут мастер-классы и конкурс молодых исполнителей, и — что важно — родители смогут оставить здесь детей под присмотром воспитателей и отправиться слушать "свою" музыку.


выставка

Теория струн Зенона Комиссаренко Государственный выставочный зал «Ковчег» 4 июля — 10 сентября

Выпускник Государственных свободных художественных мастерских (будущего ВХУТЕМАСа), ученик Владимира Татлина и Казимира Малевича, Зенон Комиссаренко более всего известен как пионер советской анимации и один из творцов "Межпланетной революции", но, уйдя в кино, он никогда не порывал с живописью. Работы Зенона Комиссаренко 1960-х годов из коллекции Михаила Алшибаи выставят вместе с материалами из РГАЛИ и Музея кино. К ним добавят пространственных композиций Вячеслава Колейчука, Андрея Красулина и Матвея Стецюка, воскрешающих дух конструктивизма.


Фото: Александр Голынскии

выставка

Мастерская 2017. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре 4 июля — 20 августа

Ежегодная выставка выпускников "Свободных мастерских" Московского музея современного искусства давно переросла рамки отчетного школьного мероприятия и показывает работы молодых художников со всей России, служа своего рода репетицией Московской молодежной биеннале. В этом году кураторская команда «Мастерской 2017», также состоящая из музейных alumni, вдохновилась теориями французского антрополога Марка Оже и его концепцией "не-места" — ничейного, отчужденного общественного пространства.


Фото: Eric Labbe

спектакль

887 Театр наций (Основная сцена) 4, 5, 6, 7 июля, 19.00

Автобиографический моноспектакль Робера Лепажа “887” (это номер дома, в котором жила семья Лепажа на авеню Мюррей в Квебеке) отличается не только от грандиозных шоу, но и от других моноспектаклей режиссера тем, что мир здесь едва ли не впервые оказывается меньше человека. Самая камерная и самая личная феерия Лепажа происходит в мире детства, увиденном глазами взрослого.

Подробнее — Ольга Федянина


выставка

От Инда до Ганга. От гор до равнин Музей Востока 5–23 июля

К 70-летию независимости Индии Музей Востока показывает свое собрание индийского модернизма, составленное в ту пору, когда СССР пытался наставлять братские народы Индии на путь прогрессивного социалистического развития. Покажут около 80 работ, живопись, графику и скульптуру, национальные по форме и содержанию, что с большими идеологическими натяжками удавалось выдавать за триумфальное шествие соцреализма по странам третьего мира.


выставка

Искусство и город: граффити в эпоху интернета «Электромузей» 5 июля — 3 сентября

Куратор выставки, стрит-артист и один из основателей движения "Партизанинг" Игорь Поносов предлагает рассматривать граффити как художественное хакерство в городском пространстве, а граффитистов, не поддающихся коммерциализации уличного искусства, как создателей "троянов", незаметно внедряющихся в сознание рядовых членов общества потребления. Среди таковых — Паша 183, Кирилл Кто, Стас Добрый, 0331С, Саша Курмаз, Джон Фекнер, Хит Бантинг, DAIM, Матье Трамблен, Ямагучи Такахиро, Бред Дауни, Филиппо Минелли, Тавар Завацки и другие звезды. На выставке также покажут работы знаменитых документалистов уличного искусства вроде Генри Чалфанта.


Фото: KFT

выставка

За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века Музеи Московского Кремля 5 июля — 1 октября

Шелк, эмали, фарфор, металл — в Кремль везут 90 произведений японского прикладного искусства из коллекции Нассера Дэвида Халили, владельца одного из крупнейших частных собраний исламского искусства. Япония — вторая страсть профессора Халили, особенно — эпоха Мэйдзи, особенно — кимоно. Кимоно для всех полов, возрастов и случаев жизни, собственно, и преобладают на выставке: вышитые, расписанные по трафарету, с рисунками тушью — целые картинные галереи индивидуального пошива.


фестиваль

Park Live Арена ЦСКА 5 июля, 16.30

В этом году Park Live осваивает новую для концертной индустрии площадку — только что построенную Арену ЦСКА. Хедлайнеры нынешнего фестиваля — калифорнийские армяне System Of A Down. Группа давно обещает публике новый альбом, но, похоже, в этот раз все опять обойдется программой лучшего и любимого, которая, впрочем, работает как часы и никого не разочаровывает. Лидер System Of A Down Серж Танкян приедет в Москву в новом качестве — недавно он согласился написать музыку для российского фильма "Легенда о Коловрате". Помимо System Of A Down, в фестивале Park Live примут участие группы Three Days Grace, Twin Atlantic и Louna.


фестиваль

Сейчас&Потом'17 Центр творческих индустрий «Фабрика» 5-30 июля

Международному фестивалю видеоарта "Сейчас&Потом" стукнуло семь — по меркам российской стабильности это солидный возраст, пора подведения итогов, поэтому главная тема фестиваля — "Флешбэк", воспоминание, в том числе и о лучших достижениях прошлых лет. На основной выставке представят как новую программу, где, например, помянут марокканскую художницу Лейлу Алаоуи, погибшую при теракте в Уагадугу, так и большую ретроспективу лауреатов предыдущих фестивалей. В специальной программе — ретроспективы видеофестивалей Италии, Франции, Германии, Греции, Испании.


фильм

Лола Кинотеатр Garage Screen 6 июля, 21.30

Дебютный фильм режиссера Жака Деми и композитора Мишеля Леграна со звездой Федерико Феллини и Клода Лелуша Анук Эме в главной роли. В этом черно-белом мюзикле 1961 года парадоксальным образом почти нет песен — фильм будущего классика музыкального фильма, совершившего революцию жанра в "Шербурских зонтиках" ("Золотая пальмовая ветвь" в Канне-1964), снимался фактически без бюджета. Премьера отреставрированной в 2012 году версии "Лолы" открывает авторскую программу Кирилла Адибекова "Трио с Левого берега", в которую вошли необычные музыкальные фильмы режиссеров "новой волны" французского кино Жака Деми, Аньес Варда и Алена Рене.


Фото: Volker Hartmann/Urbane Kunste Ruhr

спектакль

Cargo Moscow Начало маршрута: станция метро Братиславская 6 июля, 18.00

Если нужно опровергнуть официально культивируемый миф о консерватизме русской театральной публики, то вот отличный пример: проекты радикальных экспериментаторов из группы "Римини-протокол" с большим успехом идут в России не только в рамках фестивальных показов, но и как франшизы. "Cargo Moscow" — уже третий проект "Римини-протокола", переехавший к нам "пожить" на все лето, и вторая коллаборация группы с импресарио Федором Елютиным. На этот раз зрители поедут в специально препарированном грузовике, наблюдая за жизнью Москвы и Подмосковья и слушая рассказы водителей-дальнобойщиков (настоящих) — протагонистов проекта. Организаторы обещают, что гостеприимно перекопанные столичные улицы не помешают художественному впечатлению.


концерт

General Elektriks Клуб «Шестнадцать тонн» 6 июля, 20.00

Гастроли французской группы General Elektriks — очередное рискованное предприятие клуба "Шестнадцать тонн". Впрочем, чутье на тех, кого нужно привозить именно сейчас, площадку подводит редко. General Elektriks существуют более 10 лет, но только в последние годы публика как следует распробовала эту затейливую смесь хип-хопа, синтезаторной электроники и поп-мелодизма. Драйвером популярности стал хит "Raid The Radio", который действительно попал на радио, чего с экспериментаторами вроде лидера General Elektriks Эрве Солтерса почти никогда не случается. В Москве группа представит свой новый альбом "To Be A Stranger".


фильм

Человек-паук: Возвращение домой с 6 июля

Первый комикс про Человека-паука, впервые в истории жанра сделавший супергероем закомплексованного субтильного подростка, появился в 1962 году. В фильме "Человек-паук: Возвращение домой" один из самых популярных супергероев в мире возвращается не только домой, но еще и в кинематографическую вселенную Marvel — бесконечный фэнтезийный киносериал с проверенными временем персонажами. На этот раз Человека-паука, роль которого получил 21-летний Том Холланд, ждет борьба с суперзлодеем Стервятником в исполнении Майкла Китона ("Бердмен").


фильм

Во всем виноват енот с 6 июля

Фильм Робин Суикорд, известной по сценариям "Загадочной истории Бенджамина Баттона" Дэвида Финчера и "Мемуаров гейши" Роба Маршалла. В главной роли этой независимой драмы, премьера которой состоялась на престижном кинофестивале в Теллуриде,— звезда сериала "Во все тяжкие" Брайан Крэнстон. Добропорядочный глава семейства по дороге домой внезапно решает круто изменить свою жизнь — и, погнавшись за енотом, остается жить на заброшенном чердаке, куда тот его привел. С чердака видны окна его гостиной, и герой становится наблюдателем собственного исчезновения. Сюжет, как ни удивительно, основан на реальных событиях.


Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

балет

Вечер одноактных балетов Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко 7, 8, 9 июля, 19.00

Премьера одноактных балетов — "Сюиты в белом" Сержа Лифаря и "Второй детали" Уильяма Форсайта, дополненных "Маленькой смертью" Иржи Килиана, уже имевшейся в репертуаре театра, но заново отрепетированной,— первый проект Лорана Илера, французского балетного худрука. Проект просветительский, но амбициозный: оба одноактных бессюжетных балета — стилистические Эвересты для московской труппы. "Сюиту в белом" на музыку Эдуара Лало хореограф и худрук Парижской оперы Серж Лифарь поставил в 1943-м, в разгар фашистской оккупации Парижа. Балет считается вершиной французской неоклассики; это — сюита из восьми танцев солистов в орнаменте из корифеев и кордебалета, завершенная общей виртуозной кодой. У Лифаря, последнего любовника Дягилева, получилось нечто среднее между театрализованным класс-концертом и поэтической зарисовкой в духе фокинской "Шопенианы", и его ностальгия по дягилевским "Les Ballets Russes" проявляется здесь вполне отчетливо. Французским изыскам труппу обучал сам Лоран Илер — этуаль Парижской оперы, блиставший в "Сюите в белом", а для наведения окончательного лоска за две недели до премьеры приехала гранд-дама французского балета Клод Бесси, лично работавшая с Лифарем. "Вторая деталь" на музыку Тома Виллемса — один из самых хрестоматийных и концептуальных балетов Форсайта. Балетные интеллектуалы смогут проследить, как гений деконструкции воплощает идею "случайных точек, в которых зарождается движение", выискивая их в пространстве сцены. А нормальные зрители увидят пуантный балет на грани телесных возможностей. И это единственный шанс увидеть в Москве форсайтовскую хореографию.


Вся лента