«Администрация Дональда Трампа может сыграть важную роль в урегулировании кризиса на Украине»

Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин о перспективах сотрудничества с США

В преддверии дня дипломата постпред России при Организации Объединенных Наций ВИТАЛИЙ ЧУРКИН рассказал корреспонденту «Интерфакса» КСЕНИИ БАЙГАРОВОЙ, специально для “Ъ”, о чем он говорил со своей новой американской коллегой, почему уже поздно создавать зоны безопасности в Сирии и что будет, если США урежут свой взнос в ООН.

Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин

Фото: Bebeto Matthews, AP

— Недавно вы встретились с новым постпредом США при ООН Никки Хейли, а до этого сказали, что хотите поговорить с ней «о жизни, обо всем». Удалось ли так поговорить и каковы ваши впечатления?

— Если не «обо всем», то о многом. И о жизни тоже. Об особенностях дипломатической жизни и работы. И конечно, о тех проблемах, с которыми нам предстоит иметь дело, прежде всего в Совете Безопасности ООН. Впечатления, не скрою, положительные. Думаю, с Никки Хейли будет интересно работать.

— Каковы ваши ожидания от новой администрации США применительно к Совбезу ООН?

— Думаю, что администрация Дональда Трампа может сыграть важную роль в урегулировании кризиса на Украине. Сейчас, когда в Совбезе председательствует Украина, эта тема вернулась в Совет.

2 февраля состоялось открытое официальное заседание Совета Безопасности. Бросилось в глаза, что атмосфера дискуссии сильно отличалась от той, что бывала раньше. Украину, по сути, поддержали лишь две делегации — Британии и США (последние — в «стандартных» формулировках). Остальные с разными акцентами высказались за политическое урегулирование и выполнение минских договоренностей. То есть именно за то, чего добиваемся и мы.

К первоочередным проблемам, стоящим перед Совбезом ООН, с уверенностью можно также отнести сирийское урегулирование и борьбу с терроризмом, и тут есть серьезная почва для взаимодействия с Соединенными Штатами.

— Стало ли легче с приходом новой администрации взаимодействовать с Вашингтоном по Сирии? И какую роль вы сегодня отвели бы США в сирийском урегулировании?

— Пока оценку давать рано. Как известно, титанические усилия по урегулированию в Сирии предпринимали министр иностранных дел России Сергей Лавров и тогдашний госсекретарь Джон Керри. Они вырабатывали совместные идеи и подходы к сирийскому урегулированию. Но затем госсекретарь Керри публично признал: то, что вырабатывалось, впоследствии блокировалось другими «ветвями» администрации, ставились многочисленные «палки в колеса».

Будем надеяться, что сейчас у новой администрации возобладает более последовательный подход. Рассчитываем, что вполне понятный призыв президента США Дональда Трампа совместно бороться с ИГИЛ («Исламское государство», запрещенная в РФ террористическая группировка.— “Ъ”) ретранслируется в конкретные подходы ко всему треку сирийского урегулирования, которые будут способствовать достижению позитивного результата.

— Говоря о «конкретных подходах», вы имеете в виду учреждение каких-то новых переговорных форматов между Россией и США по Сирии?

— Наверное, можно возродить и тот формат, о котором в свое время договаривались Лавров и Керри. Но форматы не главное. Они могут быть совершенно разными. Важно, как именно мы работаем в этих форматах.

США могут активно подключиться к уже предпринимаемым шагам. Вы знаете, что мы приглашали американцев на встречу в Астане под председательством России, Турции и Ирана. США на той встрече в итоге представлял посол США в Казахстане, что понятно с учетом переходного периода в стране после выборов.

Сейчас надо сделать следующий шаг. Скоро, 20 февраля, состоится женевская встреча по Сирии под эгидой ООН. Без позитивной и более или менее активной роли Соединенных Штатов серьезно продвинуться в урегулировании будет еще сложнее.

А если все факторы сложатся, то будет надежда на то, что этот шестилетний кошмар удастся прекратить.

— Недавно президент США Дональд Трамп выдвинул идею о введении зон безопасности для беженцев в Сирии. Как вы относитесь к этой инициативе, обсуждали ли ее с американскими коллегами в ООН?

— Здесь, в ООН, американцы нам ничего не говорили по поводу зон безопасности. Могу высказать свое личное мнение по этому поводу. Оно заключается в том, что события в Сирии уже обогнали идею создания зон безопасности. Сейчас, слава богу, действует режим прекращения боевых действий, завязываются переговоры между правительством Сирии и оппозицией, в том числе и вооруженной, теперь настает время вести речь о возвращении беженцев и внутри перемещенных лиц в свои дома. Ведь возвращаются же они, скажем, в восточный Алеппо.

Если начать сейчас организовывать какие-то зоны безопасности, пусть даже это будет происходить корректно с международно-правовой точки зрения, в частности с проведением консультаций с правительством Сирии, по моему мнению, это отвлечет внимание, силы и средства от важнейшей задачи по возвращению людей в их дома и обеспечению им нормальной жизни.

Именно возвращение беженцев в места их постоянного проживания может дать второе дыхание процессу политического урегулирования в Сирии.

— Новая администрация США недавно объявила о намерении сократить на 40% свои платежи в ООН. Как это может сказаться на ее деятельности, учитывая тот факт, что США — главный плательщик в бюджет организации?

— Во-первых, хотелось бы надеяться, что в Вашингтоне в полной мере осознают, что ООН — это не подарок Соединенных Штатов миру, а международная структура, которая играет исключительно важную роль в решении глобальных и региональных политических и социально-экономических проблем, в противном случае членам мирового сообщества пришлось бы решать их вразнобой, что было бы и менее эффективно, и более затратно.

Во-вторых, надо будет разобраться, что именно намерены урезать США. В системе ООН есть обязательные и добровольные платежи. Первые начисляются в соответствии с определенной коллективно согласованной шкалой. Если бы США пошли по пути неуплаты по обязательным взносам, то это прежде всего больно ударило бы по имиджу Вашингтона. Не говоря уже о существующем правиле, что, если задолженность страны превысит ее двухгодичный взнос, ее лишают голоса на Генассамблее ООН. Думаю, что до этого дело не дойдет.

— Считаете ли вы, что Совбез ООН должен как-то ответить на отказ Израиля выполнять резолюцию о запрете строительства поселений на палестинских территориях, особенно с учетом позиции новой администрации США по этому вопросу?

— Я не уверен, что сейчас надо отвечать. У большинства членов международного сообщества есть серьезные расхождения с израильским правительством по поселениям. Интересно, что и администрация Трампа заявила, что строительство новых поселений не помогает мирному урегулированию.

Мы имеем дело со сложной проблемой. Сейчас важно завязать переговоры между израильтянами и палестинцами. Всем известно о приглашении России президенту Палестины Махмуду Аббасу и премьер-министру Израиля Беньямину Нетаньяху приехать в Москву и начать разговаривать без предварительных условий. Есть и другие векторы движения. Я не стал бы сейчас вычленять какой-то один аспект, к примеру, вопрос о поселениях.

— Как вам работается с новым генсеком ООН Антониу Гутерришем?

— После десяти лет работы верховным комиссаром по делам беженцев новичком в ООН Антониу Гутерриша никак не назовешь. Он знает организацию вдоль и поперек. Прекрасно видит и деревья, и лес. Знает, чего хочет добиться, реально понимая при этом пределы возможного. Поставив на Антониу Гутерриша, члены ООН сделали правильный выбор.

Вся лента