Авиарынок выходит из пике

Пассажиропоток в октябре вырос впервые за год

Российские авиакомпании впервые за текущий год показали положительный результат по объему перевозок, которые в октябре выросли на 4% по сравнению с октябрем прошлого года. Эксперты считают, что улучшение результатов пока является лишь статистическим эффектом, вызванным низкой базой октября прошлого года, когда прекратила полеты "Трансаэро".

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Росавиация опубликовала оперативные данные работы крупнейших российских авиакомпаний (35 перевозчиков обслуживают 99% рынка). Согласно статистике, объемы авиаперевозок пассажиров в октябре 2016 года превысили аналогичный показатель прошлого года на 4%, составив почти 7,8 млн пассажиров. Пассажирооборот в текущем году вырос на 2,4%, до 18,5 млрд пассажирокилометров. Процент занятости кресел также оказался положительным, увеличившись на 0,8 процентных пункта, до 78,8%. По итогам октября первая пятерка авиакомпаний — "Аэрофлот", S7, "Россия", "ЮТэйр" и "Уральские авиалинии" — нарастила пассажиропоток на 35,3%. Этот рост вызван тем, что крупнейшие авиакомпании забрали себе пассажиропоток ушедшей с рынка "Трансаэро".

Темп сокращения перевозок впервые замедлился в сентябре. Тогда российские авиакомпании перевезли 9,1 млн пассажиров, что на 3,9% меньше, чем в сентябре прошлого года, сообщала Росавиация. До сентября перевозки сокращались двузначными цифрами, а за январь-сентябрь пассажиропоток сократился на 7,9% до 67,6 млн пассажиров. "Сейчас происходит "коррекция статистики", поскольку эффект "Трансаэро" подошел к концу",— отмечает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. "Трансаэро" перестала продавать билеты в начале октября прошлого года, а до этого активно демпинговала, что привело к росту пассажиропотока и эффекту высокой базы. Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", согласился с тем, что на данных октября сказался эффект низкой базы и уход "Трансаэро". Собеседник "Ъ" добавил, что сам "Аэрофлот" наращивает пассажиропоток за счет развития внутренних линий и транзитных потоков между Европой и Азией. При этом процент занятости кресел растет благодаря сокращению провозных емкостей на рынке. В пресс-службе S7 сообщили "Ъ", что в этом году компания наращивала парк — флот пополнился двумя Airbus A321 и шестью Boeing 737-800, что позволило начать полеты на новых, а также увеличить частоту полетов на уже существующих популярных направлениях. В компании рассчитывают, что "рост пассажиропотока продолжится в ближайшие месяцы".

Андрей Крамаренко отмечает, что реальная ситуация в отрасли станет понятна, когда будут опубликованы данные с разбивкой на международные и внутренние перевозки. По прогнозам эксперта, до конца года может восстановиться статистический рост пассажиропотока на международных линиях на фоне открытия турецкого рынка и сокращения числа игроков. Но на внутренних линиях ситуация может быть иная — в этом сегменте рост начал замедляться еще в начале года, а без "Трансаэро" показатель может вообще "резко упасть".

Елизавета Кузнецова

Вся лента