Только машина — ничего личного

Корреспондент «Денег» протестировал московский каршеринг

Московский каршеринг подрос и уже может считаться полноценным и, главное, конкурентоспособным городским транспортом наряду с обычным такси и сервисом Uber. Но полагаться только на него пока не получается: с ним надо держать ухо востро, проявлять гибкость и всегда иметь запасной вариант поездки.

Каршеринг уже можно считать городским транспортом, но пока большинство пользователей воспринимают сервис как увлекательную игру

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Цель игры — цена поездки

Фраза "Москва — большой город" обретает новый смысл, когда профессия начинает тебя гонять от улицы Свободы до Кустанайской, причем по локациям, прилично отстоящим от метро. А использовать свою машину каждый раз невыносимо по той причине, что возвращаться домой из таких мест приходится в районе шести вечера, когда столичные дороги становятся вынужденными парковками. Попытка полностью пересесть на общественный транспорт проблемы не решила — главным образом из-за резко выросшего времени поездок. И оно только увеличивалось по мере Великого Летнего Вымирания Маршруток, вместо которых по улицам теперь ездят красивые и современные, но страшно редкие автобусики Мосгортранса. Такси (строго через приложение в смартфоне), безусловно, помогало добраться быстрее, но очень обременяло семейный бюджет. Uber казался неплохой альтернативой, но в час пик, когда коэффициент высок, разница с обычным такси из приложения уже совсем не ощущалась. Требовалось какое-то другое решение.

Я решил попробовать каршеринг. Благо к лету 2016 года он заметно вырос над тем уровнем, который так огорчал пользователей месяцев десять назад. Сразу скажу, что главную для меня задачу — экономию личных средств при поездках по городу на стороннем автомобиле — сервис решает на ура. На ежедневном маршруте, где таксисты просят 450-500 руб., а с Uber дешевле, чем за 320, не выходит, на арендованной машине получается тратить всего 150 руб. Чем дальше нужно добираться, тем заметнее выгода. Особенно, если требуется куда-нибудь приехать, провести там минут двадцать, а затем двигаться дальше — боюсь даже представить, сколько пришлось бы потратить на ожидающего таксиста.

Верите ли, финансовый аспект довольно быстро перестал быть главным. Выяснилось, что само по себе пользование каршерингом — это что-то наподобие компьютерной игры, где обычная реальность дополнена виртуальной. Только, в отличие от какой-нибудь Pokemon GO, здесь есть ощутимый КПД: как минимум можно добраться до пункта назначения за разумные деньги.

Чтобы получить наиболее полный игровой опыт, я зарегистрировался сразу в трех столичных каршерингах: "Делимобиль", Anytime и YouDrive. Это не только увеличивало шансы на обнаружение свободного авто неподалеку, но и дарило возможность покататься на разных машинах. Лично я не знаю ни одного водителя, который отказался бы пересесть за руль какой-нибудь альтернативы. А здесь — пожалуйста: новенькие Hyundai Solaris у "Делимобиля", Smart fortwo и одинокая Skoda Rapid у YouDrive, а у Anytime, помимо бюджетных Hyundai и Kia,— Renault Kangoo для грузовых перевозок и даже BMW 116i для любителей быстрой езды. Правда, "Рено" — четыре на весь город, а "Бэх" — всего две. Но зато, когда вдруг оказывается, что 116-я припаркована неподалеку, и ты успел ее забронировать, наступает счастье, понятное игроману. Что-то похожее наверняка испытывают ловцы покемонов при поимке редкого экземпляра.

А Smart? Вот у меня никогда не было такой машины, и, когда я арендовал ее в первый раз, не пожалел десяти минут оплаченного времени, чтобы ее как следует оглядеть и ощупать. При этом первый же YouDrive-автомобиль неожиданно оказался с такой роботизированной коробкой, где повышать передачу приходится вручную, а "робот" трудится только при торможении. Для человека, в последний раз переключавшего передачи рычагом на "десятке" в автошколе, это оказалось неслабым вызовом.

Понятно, что в силу новизны в любой системе случаются глюки и неприятные проколы. Однажды, например, у "Делимобиля" разом повисли серверы, невозможно было ни забронировать авто, ни завершить аренду — машина не запиралась из приложения. Но, когда все поднялось и устаканилось, всем пострадавшим пришла компенсация в виде бесплатных минут на личный счет.

Часто бывает так, что пользователь приходит на стоянку к забронированной машине, а ее там нет — она совсем на другой улице: глючит то ли приложение, то ли GPS-датчик в автомобиле. При этом особенно неприятно, когда вариант с общественным транспортом уже не проходит по времени.

Отдельная тема — система штрафов и наказаний. У всех каршеринговых компаний они довольно суровы, санкции полагаются и за самовольное сдирание наклейки с логотипом, и за прокуренный салон, и за пустой бензобак, не говоря уже о ДТП (некоторых санкции не останавливают — и курят, и бросают автомобиль на парковке с датчиком топлива на 10%). Плюс нюансы со страховкой — они имеются у всех, но некоторые их прячут в самом конце 20-страничного договора. Однако опыт личный и общественный подсказывает, что быть примерным клиентом приблизительно одинаково хорошо во всех каршеринговых сервисах. Более того, если приводишь друзей, не жалеешь времени на заправку и мойку, на личном счету начинают копиться бонусные баллы, они же — минуты бесплатного пользования машиной. Активный клиент имеет возможность регулярно устраивать себе значительные скидки (детали — в разделе "Вопрос--ответ" в соответствующем приложении).

ЛАЙФХАКИ

1.

Резко увеличить доступную зону бронирования можно при помощи средств "последней мили": чтобы сменить 30-минутную пешую прогулку на 10-15-минутную поездку, равным образом подходят самокат, скейтборд, гироскутер, моноколесо; сгодится и складной велосипед, если он влезает в багажник. В дождь лайфхак работает плохо, а зимой — недоступен.

2.

Наиболее эффективно совмещение каршеринга и массового общественного транспорта. Самое очевидное решение — доехать на арендованной машине до ближайшей станции метро, как только город встает в пробках и перемещение под землей становится единственным разумным вариантом. Также можно добраться автобусом до забронированного авто, если пешком не получается. В этом случае очень пригождаются приложения для смартфонов со словом "Транспорт" в названии.

3.

Если забыли что-нибудь в салоне, но ушли от машины относительно недалеко,— забронируйте ее снова. У вас будет двадцать минут на то, чтоб вернуться и забрать оставленное, а потом отменить бронь. Если же машины на карте не будет (то есть ее кто-то уже успел забронировать), звоните в службу поддержки и объясняйте ситуацию.

Anytime: самый первый

По удобству первичного оформления точно идет последним: договор можно подписать только в офисе, весьма удаленном от метро "Багратионовская". Также не хватает возможности невозбранно оставлять машины на платных парковках, хотя ситуацию обещают постепенно выправить. Несколько неудобно, что деньги нужно закидывать на личный счет, в то время как у остальных — прямое списание с карты. Ну и хотелось бы избавиться от повышенных тарифов выходного дня, хотя понятно, что с точки зрения бизнеса это беспроигрышный ход. Вот в чем первый московский каршеринг точно превосходит конкурентов, так это в человечном отношении к пользователям. Как показывает практика, с их службой поддержки проще разруливаются сложные ситуации, а еще сервис сразу информирует о полученных штрафах ГИБДД, то есть можно их оперативно оплатить и таким образом ополовинить. Опять же это очень предусмотрительно — сделать обязательным фотографирование автомобиля до и после аренды. Anytime практикует бесплатную ночную парковку (с 0:00 до 8:59), она доступна на всей территории действия сервиса, то есть до 200 км от МКАД.

YouDrive: самый технологичный

Эта компания больше других напоминает воплощенный фантастический фильм. Регистрация проходит строго через приложение (копии документов просто фотографируешь смартфоном и отсылаешь в отдельной форме), подтверждение активации аккаунта и возможности пользоваться "Смартами" приходит уже через несколько часов. Приложение подсказывает, сколько пешего хода до ближайшей машины, умеет принимать чеки с заправки (у остальных приходится слать отдельным письмом). YouDrive вообще сводит к минимуму функции человека как работника сервиса: к примеру, можно не звонить в службу поддержки, а писать чат-боту в Telegram. Единственным серьезным недостатком YouDrive является небольшая зона покрытия, которая выходит чуть за пределы ТТК. Вне "зеленой зоны" машину, конечно, можно оставить, но до тех пор, пока ее кто-нибудь не арендует, будет работать тариф "Парковка" — 1,5 руб за минуту. С другой стороны, у YouDrive бесплатная ночная парковка — 12 часов, с 20:00 до 8:00.

"Делимобиль": самый корпоративный

У этого сервиса есть одно неоспоримое преимущество — он подружился с московской мэрией, подключился к ее усилиям по улучшению дорожной ситуации в столице и через это энергично развивается и совершенствуется. Ни о какой ночной парковке в компании не знают (хорошо, до тарифов выходного дня не додумались) и в целом стараются изображать из себя бездушную корпорацию. Но автомобилей здесь объективно больше, их состояние лучше, а плюшки для клиентов (отдельная парковка в аэропортах, например) — слаще.

В начале лета "Делимобиль" попал в мощный скандал, связанный со страховкой (у машин оказалось только "расширенное ОСАГО") и штрафными санкциями в отношении клиента, разбившего автомобиль. Поначалу казалось, что компания сильно прокололась — в соцсетях ее невзлюбили в связи с ситуацией. Однако в результате попавший в аварию клиент был избавлен от лишних выплат, а в тарифах "Делимобиля" появилась опция с каско — за 10 руб. в минуту против обычных 7 руб. То есть все управилось наилучшим образом к всеобщему удовлетворению. Теперь даже идут разговоры, что история была тщательно спланированной пиар-акцией, потому как многие вообще услышали про каршеринг исключительно благодаря ей.

Вся лента