Пулково подвели под Катар

Новым акционером аэропорта станет катарский фонд

Fraport, немецкий акционер управляющей компании аэропорта Пулково, продает часть своей доли катарскому суверенному фонду QIA. Тот в дальнейшем планирует нарастить долю до 24,99%, частично выкупив пакет у "ВТБ Капитала" и полностью — у греческого Copelozous. По мнению аналитиков, старые акционеры на фоне падения пассажиропотока аэропорта будут рады сократить в нем участие.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Международный аэропортовый оператор Fraport договорился с суверенным фондом Катара Qatar Investment Authority (QIA) о продаже ему 10,5% в компании-операторе петербургского аэропорта Пулково, говорится в официальном сообщении Fraport. Речь идет о доле в Thalita Trading Ltd, которой принадлежит управляющая компания аэропорта Пулково — "Воздушные ворота северной столицы" (ВВСС). Таким образом, доля Fraport в ВВСС снизится до 25%. Во Fraport подчеркнули, что сокращение акционерного участия не отразится на ее роли "аэропортового оператора" в ВВСС.

Сделка будет закрыта до конца года, Fraport рассчитывает получить за пакет €30-40 млн. В дальнейшем планируется, что QIA выкупит часть долей у других партнеров консорциума — "ВТБ Капитала" (57,5%) и греческой Copelouzos Group (7%), доведя, таким образом, размер пакета в Thalita Trading Ltd до чуть менее блокирующего — 24,99%. По данным "Ъ", свой пакет полностью продаст греческий акционер. В воскресенье получить его комментарий не удалось. В пресс-службе группы ВТБ "Ъ" отказались комментировать детали сделки до ее утверждения правительственной комиссией по иностранным инвестициям.

QIA основан в 2005 году для перенаправления доходов Катара от нефтегазового сектора в другие отрасли. Портфель инвестиций оценивается в сумму более $170 млрд. Фонд владеет долями в Volkswagen, Glencore, Agricultural Bank of China, Royal Dutch Shell, Siemens, Vinci, Iberdrola и других крупных компаниях.

"Воздушные ворота северной столицы" управляют Пулково с 2010 года, выручка в 2015 году составила 14 млрд руб. С 2010 года пассажиропоток аэропорта рос, но в 2015 году из-за санкций, уменьшения числа иностранных туристов и падения рубля трафик упал до 13,4 млн человек (14,2 млн в 2014 году). В первом полугодии 2016 года пассажиропоток упал на 6,5%, до 5,6 млн человек. На показателях аэропорта также сказалось изменение стратегии развития базового перевозчика — авиакомпании "Россия" (см. "Онлайн" от 31 июля). Ухудшение показателей аэропорта привело к появлению слухов о том, что основной акционер ВТБ хочет продать свою долю (см. "Ъ" от 14 декабря 2015 года). В качестве потенциального покупателя называлась "Ренова" Виктора Вексельберга.

Арабские фонды в последнее время интенсифицировали инвестиции в Россию, причем, прежде всего, в транспортный сегмент. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев говорил в начале июня, что QIA изучает вхождение в российские проекты общим объемом $6,5 млрд "в различных секторах экономики, начиная от агросектора и заканчивая инвестициями в недвижимость". В середине июня РФПИ вместе с арабскими инвестфондами заключил соглашение с "Ростехом" о продаже блокирующего пакета холдинга "Вертолеты России" за $600 млн. Тогда же РФПИ сообщал о привлечении арабских фондов к финансированию строительства платного участка трассы М4 "Дон".

Снижение доли в операторе аэропорта может быть связано с неудовлетворенностью Fraport показателями проекта, особенно в последнее время, полагает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "При этом очевидно, что нынешняя сделка явно не последняя: на кону остается пакет ВТБ, для которого этот актив не является профильным",— говорит он. По мнению господина Пантелеева, приход ближневосточного инвестора на первый взгляд не обещает серьезных улучшений в управлении активом: гораздо важнее было бы рефинансировать текущую задолженность компании.

Елизавета Кузнецова

Вся лента