"Мы не имели ни одного случая измены"

За что латышский авиаполк не подпускали к Латвии

Мало кто знает о том, что с 1943 года в составе военно-воздушных сил Красной армии героически воевал латышский авиационный полк. Но еще меньше было известно о сложной послевоенной судьбе этой части, летчиков которой награждали высокими правительственными наградами, вызвали на Парад Победы, но в последний момент отстранили от участия в нем.

Из письма заместителя командира 1-го ночного бомбардировочного авиационного Латышского Режицкого полка по политической части майора А. К. Байдина в ЦК ВКП(б), 31 июля 1945 года.

Обращаюсь к Вам, как член партии, с единственным желанием предотвратить в одном вопросе извращение (на мой взгляд) на практике исторических решений Х-ой Сессии Верховного Совета СССР о национальных воинских формированиях Союзных Республик.

Речь идет о латышской авиационной части, созданной в огне Великой Отечественной войны, еще в начале 1943 года. Это — 1-й ночной бомбардировочный авиационный Латышский Режицкий полк. Был он сформирован еще в марте 1943 года в Иванове. На фронте — с конца сентября 1943 года и до дня разгрома гитлеровской Германии.

Основное ядро его составляли летчики бывшей латвийской армии, добровольно ушедшие в июне 1941 года с Красной Армией на восток. Сейчас состав латышей составляет свыше трех четвертей личного состава.

Полк с самого начала рассматривался как национальное формирование. Даже отправка на фронт обуславливалась закреплением за определенным направлением — прибалтийским, где сражалась 43-я гвардейская Латышская дивизия. Насколько этому придавалось значение в течение всей войны с немецкими захватчиками, видно хотя бы из следующих фактов.

Будучи полностью сформирован еще к 15 июля 1943 года, полк был задержан в тылу свыше двух месяцев только из-за того, что на его направлении не предвиделось активных боевых действий. На фронте полк дважды переводился из одного соединения в другое только с целью оставления на одном направлении с латышским корпусом! Так было в январе 1944 года. Так было в апреле 1945 года, за пару недель до окончательного разгрома Германии. 313-я авиадивизия, которой мы были приданы, уходила на переобучение, а мы оставались на Курляндском направлении. Все это было понятным и само собой разумеющимся.

Для единственной латышской авиачасти не находится места и применения в Латвии!

Казалось бы, что при переходе на мирное положение наша национальная авиачасть тоже должна оставаться на своем направлении, т. е. вместе с Латышским стрелковым корпусом, в Латвии.

Но... не тут-то было! Начинается нечто непонятное. Для единственной латышской авиачасти не находится места и применения в Латвии! Сперва отсиживаемся в Литве, в 15 км от латвийских рубежей. Затем в середине июля убываем в Москву на парад. Увы! Здесь наше соединение оказалось лишним, и нас как "резервных" снова переотправляют на один из запасных аэродромов Московского военного округа, только не в Латвию!

Чем это вызвано — понять не могу, и никто объяснить членораздельно не может. Ведь не имела же X Сессия, принявшая закон о национальных воинских формированиях, в виду создание национальных частей для того, чтобы их держать подальше от соответствующих республик?

Опыт нашего полка целиком подтверждает правильность исторических решений X Сессии. Летчики-латыши на своих ночных легкомоторных "Поликарповых-2" дрались как настоящие патриоты Советской Родины. Мы не имели ни одного случая измены. Все летчики до единого награждены высокими правительственными наградами, большинство повторно, полк в целом совершил свыше 6000 боевых вылетов на бомбометание по живой силе и технике немецко-фашистских захватчиков.

За успешные боевые действия на 2-м Прибалтийском фронте нам присвоили почетное собственное наименование "Режицких".

Только на аэродромах врага, по подтвержденным данным, уничтожено 39 немецких боевых машин, в то время как мы потеряли всего 6 машин и 8 человек летного состава (за все пребывание на фронте).

Глубоко убежден, что полк полностью оправдает себя и на мирном положении. Если вообще когда-либо предусматриваются национальные авиаформирования, то для Советской Латвии наша часть вполне может послужить основой, ядром, испытанным в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Вопросы перевода на новую, более современную матчасть, пополнения молодыми преданными летными кадрами-латышами вполне разрешимы и на месте, в Латвии.

Вполне понятно, что чехарда и неопределенность в перспективах будущего существования полка только отрицательно сказываются на настроениях личного состава латышских кадров. И конечно, это меньше всего способствует практическому осуществлению исторических решений X Сессии!

Я вполне понимаю, что национальные интересы всегда подчинены общесоциалистическим интересам. Помню указания нашего великого учителя — Владимира Ильича об этом в 1918 году, во времена Брестского мира. Но... теперь ведь обстановка совсем другая. Так ведь?

Если я не прав, то убедительно прошу мне разъяснить мою ошибку. А если прав, так же убедительно прошу разъяснить ошибку тем товарищам из Главного управления военно-воздушных сил Красной Армии, которые, может быть, из-за занятости большими делами не примечают значения такой мелкой единицы, как нашей, и ее значения в свете решений X Сессии Верховного Совета СССР. Даже если речь идет об одной из самых молодых и маленьких советских республик.

Заранее прошу извинения за свое обращение. Но как член партии, тем более ответственный за политическое состояние части (я — заместитель командира по политчасти), я иначе реагировать на то, что мне кажется политически вредным и ошибочным,— не могу.

БАЙДИН

Член ВКП(б) с марта 1920 г. партбилет N1863160.

Мой почтовый адрес: Полевая почта 40529, Альфред Карлович Байдин.

Из книги "Латышский авиационный полк" (Рига, 1975).

1-й латышский авиационный полк совершил более 6 тысяч вылетов...

Личный состав части проявил исключительное мужество и отвагу при оказании помощи партизанским отрядам в Полоцко-Лепальской зоне.

На вражеских аэродромах 1-й латышский ночных бомбардировщиков авиационный полк уничтожил более 40 самолетов; уничтожено также 58 артиллерийских батарей, 834 автомашины, 31 железнодорожный вагон и много другой техники и живой силы противника.

...1-й латышский ночных бомбардировщиков Режицкий авиационный полк был расформирован. Его солдаты, сержанты и большинство офицеров были демобилизованы из рядов Советской Армии.

Публикация Светланы Кузнецовой

Вся лента