Вторжение с продолжением

Сумеют ли создатели сиквела «Дня независимости» захватить зрителей

Через 20 лет после фильма "День независимости" режиссер Роланд Эммерих выпускает сиквел, кстати, впервые в своей карьере. Инопланетяне из первой части успевают перед гибелью послать сигнал бедствия в родную планетную систему, и к Земле направляется внушительный флот захватчиков.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Наши, конечно, без дела не сидели: используя захваченные инопланетные технологии, построили систему раннего обнаружения, наклепали истребителей и обучили пилотов. Понятно, что сначала инопланетяне покажут нам кузькину мать, но мы обязательно победим, правда, не до конца, а чтоб событий хватило на триквел, если вторая часть сумеет отбить и приумножить вложенные в нее $200 млн.

Первый "День независимости" при бюджете $75 млн собрал $817,4 млн, показав великолепный коэффициент кассового успеха (ККУ) 10,9. Неудивительно, что речь о сиквеле зашла практически сразу по завершении проката. 20th Century Fox даже заплатила сценаристу и продюсеру картины Дину Девлину кругленькую (впрочем, неразглашаемую) сумму в качестве аванса за новый сценарий. И Девлин даже его написал. После чего вернул боссам студии весь аванс: по его мнению, то, что получилось, не дотягивало до первой постановки. С ним согласился режиссер. И поиск достойного сюжета для сиквела растянулся на 16 лет. А первичная разработка проекта отняла потом еще три года.

Создатели попытались привлечь максимум звездных актеров, занятых в оригинальном "Дне независимости", и им удалось договориться со всеми, кроме Уилла Смита, который соглашался поставить свою подпись под контрактом на две новые части только за гонорар $50 млн. Впрочем, некоторые актеры, точнее, главным образом актрисы, оказались не у дел. К примеру, роль дочери президента США, которую в 1996-м исполнила Мэй Уитмен, досталась молодой исполнительнице Майке Монро. Фанаты, как это часто бывает, были категорически против такой перемены и некоторое время сильно шумели в интернете; обсуждался в числе прочего якобы имевший место комментарий какого-то высокого чина из Fox, который сообщил, что Уитмен "недостаточно красива в общеупотребительном смысле слова". Сама актриса комментариев так и не дала, разве что косвенно подтвердила: к ней с предложением роли даже не обращались. Параллельно неудачей обернулась попытка продюсеров привлечь на одну из центральных ролей Сюзан Сарандон: та предложение завернула и окрестила сценарий непонятным. Но в итоге актерский состав включил пару актуальных звезд, а бюджет сумел остаться в приличных границах для постановки с таким уровнем спецэффектов.

На кону не только возможная третья часть, но и весьма развитая структура поддерживающего контента, которая включает комиксы, видеоигры и популярные романы — три уже вышли и два на подходе. Самое же главное, постановка может сильно поправить самооценку режиссера, чей последний по-настоящему успешный фильм вышел семь лет назад.

Уроженцу Штутгарта, попавшему в Голливуд в начале 1990-х, в целом жаловаться не на что (кроме разве что нелюбви к нему критиков) — в двадцатке самых зарабатывающих режиссеров США он занимает 14-е место. Да, главные успехи остались в 90-х и нулевых, но поводов для гордости хватает на отличный топ-5.

Замыкать его будет относительно непопулярное название из фильмографии Эммериха, эпическая фантазия на тему доисторического прошлого людей "10 000 лет до нашей эры". Критики в компании с серьезными антропологами и историками, замучавшись считать анахронизмы и ошибки на экране, постановку попросту растоптали (8% рейтинга на Rotten Tomatoes). Но зрители восприняли ее более или менее благосклонно, оставив в кассе $269,8 млн, что при бюджете $105 млн дает ККУ 2,57.

Четвертое место принадлежит "Годзилле" 1998 года. За попытку перенести на американский экран классического японского монстра Эммерих нахватал оплеух как от рецензентов, так и от фанатов, да и руководство Sony Pictures от финансовых показателей осталось настолько не в восторге, что надолго отменило последующие полнометражные годзилла-проекты. При этом цифры на самом деле не очень-то плохи: снятая за $130 млн картина принесла $379 млн (ККУ 2,91) — в случае с другим режиссером это могли бы даже назвать успехом, а в случае с Эммерихом пишут: "Средней кассовости хит".

Но уже с третьего места начинается только отборное. Сначала идет "Послезавтра", летопись климатического апокалипсиса, увидевшая свет в 2004-м. Критики поносили предсказуемые сценарные ходы и картонных персонажей, ученые объясняли, почему в реальности все было бы по-другому, но зрители послание режиссера об опасностях глобального изменения климата оценили в полной мере. Благодаря их взносам создатели фильма, потратившие на "Послезавтра" $125 млн, заработали $544,3 млн, что дает приятный ККУ 4,35.

До второго места добралось другое эсхатологическое упражнение Эммериха, "2012", датированное 2009 годом. Аттракцион неслыханной жестокости по отношению к подавляющему большинству населения планеты этому самому населению очень даже приглянулся: стоивший дорого ($200 млн), фильм сумел собрать $769,7 млн, заработав добротный ККУ 3,84. Критики, впрочем, были в своем репертуаре и обрушили на Эммериха целую кучу разгромных рецензий.

Возглавляет личный топ-5 немецкого режиссера первый "День независимости" — все никак не получается у Эммериха улучшить свое достижение 1996 года. Помимо уже упомянутых прекрасных цифр в графе "финансовые показатели" у этой постановки есть "Оскар" (за спецэффекты), три фантастические премии Saturn Awards (в том числе за лучшую режиссуру) и даже "Грэмми" Дэвиду Арнольду за лучший саундтрек.

Вся лента