Депутаты Госдумы дали определение политической деятельности

Их законопроект совпадает с предложениями Минюста

Депутаты Госдумы подготовили законопроект поправки в закон об НКО, которые уточняют понятие политической деятельности. Согласно пояснительной записке, законопроектом уточняются сферы, в которых осуществляется политическая деятельность. По законопроекту, НКО будут считаться ведущими политическую деятельность, в частности, если обнародуют результаты соцопросов, чтобы «формировать общественно-политические взгляды», или если организация наблюдает за выборами.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Авторами законопроекта выступили члены комитета Госдумы по конституционному законодательству Виктор Плигин, Дмитрий Вяткин и Владимир Поневежский, а также первый зампред фракции КПРФ в Госдуме Сергей Решульский, депутат от «Справедливой России» Александр Тарнавский и депутат от ЛДПР Максим Шингаркин. Согласно подготовленным депутатами поправкам в закон об НКО организация будет признаваться участвующей в политической деятельности, если она «осуществляет деятельность в сфере госстроительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны». Политической деятельностью для НКО также будет считаться работа в сфере обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ. Деятельность в области «законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина» также будет считаться политической, говорится в законопроекте. НКО будет признаваться ведущей политическую деятельность, если она будет делать что-либо из вышеперечисленного, чтобы повлиять на «выработку и реализацию государственной политики», на формирование государственных органов или на их решения и действия.

В законопроекте оговаривается, что именно считается осуществлением политической деятельности для НКО. В частности, это организация и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований. Если НКО будет участвовать в «деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме», а также в наблюдении за проведением выборов, это тоже будет считаться политической деятельностью. Под понятие «осуществление политической деятельности» также подпадут публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления и к должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов. Распространение оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики тоже признается в законопроекте политической деятельностью, как и формирование общественно-политических взглядов, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения. Наконец, политической деятельностью законопроект предлагает считать вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность или финансирование этой деятельности.

Законопроектом оговаривается, что к политической деятельности не относится работа в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни. Благотворительная деятельность также не будет считаться политической.

Поправки депутатов аналогичны законопроекту Минюсту, в котором содержится определение политической деятельности для НКО (он был размещен на портале проектов правовых нормативных актов 22 января). Согласно законопроекту Минюста, организация признается участвующей в политической деятельности, если пытается влиять «на выработку и реализацию госполитики, на формирование госорганов, органов местного самоуправления, на их решения». Такую деятельность, согласно проекту, НКО может осуществлять, участвуя в организации и проведении публичных собраний, митингов, дискуссий, выступлений; участвуя в деятельности, «направленной на получение определенного результата» на выборах, референдуме. НКО ведет политическую деятельность, если наблюдает за выборами, формирует избиркомы, обращается публично в органы власти, а также проводит «иные действия», в том числе направленные на изменение каких-либо правовых актов, считает Минюст. Также под политической деятельностью министерство понимает «распространение оценок принимаемых государственными органами решений», любые попытки формировать общественно-политические взгляды и убеждения, «в том числе путем проведения и обнародования» социологических исследований, а также «вовлечение граждан» в эту деятельность и ее финансирование (см. “Ъ” от 23 января). Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов после публикации законопроекта заявил, что не согласен с трактовкой понятия «политическая деятельность», которую предлагает Минюст.

Сергей Горяшко


Почему любая НКО может стать «иностранным агентом»

Возник прецедент: впервые по иску Минюста РФ суд принял решение о ликвидации НКО, нарушившей «закон об иностранных агентах». Под раздачу попала Межрегиональная правозащитная организация «Агора», которая теперь планирует с российского уровня перейти на международный и так продолжить свою работу. Как раз в этот момент в Совете по правам человека при президенте РФ рассматривались поправки в скандальный закон, которые должны сузить понятие «политической деятельности» и вывести из-под удара Минюста социально ориентированные и правозащитные НКО. Читайте подробнее

Почему чиновники и общественники по-разному понимают термин «политическая деятельность»

Рабочая группа при администрации президента приступила в конце ноября к разработке юридического определения «политическая деятельность» применительно к НКО—иностранным агентам. На заседании группы прозвучали предложения под этим термином понимать «систематические» действия, направленные на изменение госполитики, или деятельность НКО, направленную на удержание либо получение власти. Читайте подробнее

Вся лента