Виктор Вексельберг ищет место в Пулково

Долю в операторе аэропорта может получить "Ренова"

"ВТБ Капитал" может выйти из консорциума "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), управляющего петербургским аэропортом Пулково, продав 57,5% акций "Ренове" Виктора Вексельберга. Стороны пока не комментируют или опровергают сделку, хотя планы продать долю не раз публично высказывались топ-менеджерами ВТБ. По мнению источников "Ъ", у банка сейчас есть основания для выхода из актива: пассажиропоток аэропорта, в том числе международный, продолжает падать вместе с прибылью.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

О том, что "ВТБ Капитал" может продать 57,5-процентный пакет акций в операторе аэропорта Пулково "Воздушные ворота Северной столицы" группе компаний "Ренова", сообщил в пятницу вечером портал Life78. По его информации, во вторник в Санкт-Петербурге состоится "закрытый совет директоров" ВТБ, где будет принято соответствующее решение. Предполагается, что затем гендиректор оператора Сергей Эмдин объявит о сделке сотрудникам и сообщит о "роспуске управляющего состава оператора". Член совета директоров авиакомпании "Россия" и ОАО "Аэропорт Пулково", глава администрации Курортного района Петербурга Алексей Куимов, подтвердил "Ъ", что Смольному известно, что "ВТБ Капитал" "хочет продать пакет акций оператора или найти партнера, чтобы разделить с ним операционные риски". "ВТБ сложно развивать проект в одиночку в условиях кризиса",— пояснил господин Куимов. Он также знает о переговорах с "Реновой". "Власти Петербурга не заинтересованы в приоритетном выкупе акций",— добавил чиновник.

С 2010 года аэропортом Пулково управляет международный консорциум ООО "Воздушные ворота Северной столицы". В его состав входят "ВТБ Капитал" (57,5% акций), немецкая Fraport AG (35,5% акций) и греческая Copelouzos Group (7% акций). Общий объем инвестиций в первую очередь развития аэропорта в 2010-2014 годах составил €1,2 млрд. Пассажиропоток Пулково за десять месяцев 2015 года снизился почти на 4%, до 11,9 млн человек. Чистый убыток ВВСС в 2014 году — 14,5 млрд руб.

В пресс-службе "Воздушных ворот Северной столицы" опровергли информацию о продаже "ВТБ Капиталом" доли "Ренове", но в самих компаниях отказались от комментариев. Старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов, отвечающий за инфраструктурные проекты, также отказался обсуждать возможную сделку. В аэропортовом холдинге "Реновы" "Аэропорты регионов" (управляет аэропортами Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону) на запросы "Ъ" не ответили. Вице-губернатор Игорь Албин, курирующий транспортный блок Смольного, сообщил "Ъ", что ВТБ не уведомлял правительство о намерении продать пакет.

Впервые о планах выхода из консорциума глава ВТБ Андрей Костин говорил еще в середине 2013 года. Тогда в интервью "Дождю" господин Костин заявил, что компания "обязательно перепродаст Пулково". Глава "ВТБ Капитала" Юрий Соловьев в интервью "Ъ" 2 декабря 2014 года уточнял, что холдинг планирует "поразвивать актив еще годик точно", а на конец 2015 года как раз намечались переговоры с инвесторами. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, считают, что у "ВТБ Капитала" есть основания продать долю в ВВСС именно сейчас. Наиболее прибыльный международный трафик Пулково снижается двузначными цифрами: за январь--октябрь он упал на 18,9%, до 5,1 млн человек. Кроме того, в апреле властям Петербурга удалось оспорить в Международном коммерческом арбитражном суде (МКАС) размер платежей, перечисляемых ВВСС городу в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. По решению суда в течение следующих 27 лет концессионер должен платить около 1 млрд руб. в год вместо 570 млн руб., также Смольный может взыскать с оператора еще около 1 млрд руб. за 2012-2014 годы.

Для "ВТБ Капитала" Пулково — непрофильный бизнес, госбанк "привлекли к участию в пилотном проекте ГЧП в аэропортовой сфере, который активно лоббировала местная администрация", говорит независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Если сделка состоится, добавляет он, "Ренова", скорее всего, будет развивать Пулково отдельно от профильных "Аэропортов регионов", поскольку "масштабы активов несопоставимы" и Петербургом уже занимается немецкая Fraport.

Татьяна Дятел, Санкт-Петербург, Елизавета Кузнецова, Егор Попов, Анатолий Джумайло

Вся лента