Северо-Восточную хорду неудачно припарковали

Жители Москвы протестуют против строительства дороги, угрожающей усадьбе Кусково

Петиция против проекта строительства Северо-Восточной хорды, которая должна соединить юго-восток и север Москвы, набрала более 97 тыс. подписей. Авторы петиции, среди которых жители района Вешняки, утверждают, что в нынешнем виде проект предполагает вырубку почти 20 га парка Кусково. Кроме того, они опасаются за судьбу старинной церкви и ветхого канализационного коллектора. Московские власти, в свою очередь, заявляют, что стройка затронет чуть более 1 га парка и проект прошел все необходимые экспертизы.

Фото: Александр Вайнштейн, Коммерсантъ

Один из участков Северо-Восточной хорды — автодороги, которая соединит по периферии районы юго-востока и севера Москвы,— должен затронуть часть парка Кусково вдоль аллеи Первой Маевки. Здесь предполагается расширить уже существующую небольшую дорогу, превратив ее в шестиполосную магистраль. Петиция на сайте Change.org против вырубки зеленых насаждений лесопарка Кусково из-за строительства трассы на имя президента РФ Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина набрала более 97 тыс. подписей. Обращение активистов направлено в управу района Вешняки, в ГУП "Институт генплана Москвы", а также в АО "Мосинжпроект", которое разрабатывало проектную документацию трассы. "Реализация данного решения приведет к вырубке значительной части, по оценкам экспертов, до 20 га, уникального исторического парка Кусково — бывшего имения графа Шереметьева, памятника культуры XVIII века",— отмечается в петиции. Активисты предлагают вместо строительства дороги, для которой от парка отрежут участок, рассмотреть другие варианты строительства — например, построить автомагистраль в тоннеле.

Комитет по градостроительству и архитектуре Москвы (Москомархитектура) на запрос "Ъ" ответил, что дополнительный участок, где предполагается строительство улично-дорожной сети, "представляет собой полосу вдоль аллеи Первой Маевки шириной в среднем 8,5 м, протяженностью 1060 м и площадью 1,078 га".

Заслуженный конструктор РФ, лауреат Госпремии СССР Глеб Васильев уверен, что упомянутых чиновниками 8,5 м хватит только для строительства дорожного полотна: "Дорога планируется шестиполосная, шириной 30 м. В 2007 году от парка уже отрезали 25-метровую полосу, считая, что этого хватит, сейчас хотят добавить еще 8,5 м,— поясняет господин Васильев.— Но дорога-то не кончается асфальтом. Для того чтобы ее построить в лесу, нужно вырубить лес от кромки дороги на расстояние еще около 25 м, чтобы водители имели так называемую боковую видимость".

Авторы петиции отмечают, что прямо на месте предполагаемой дороги располагается храм Успения Пресвятой Богородицы 1644 года постройки: эта дата указана на охранной табличке на стене здания. "Мы запросили кадастровые документы на этот храм, из них следует, что он построен в 1917 году,— рассказал "Ъ" господин Васильев.— Благодаря этим странным документам храм не нужно окружать охранной зоной как исторический памятник". Кроме того, под спорным участком трассы находится люберецкий канализационный коллектор — три тоннеля мощностью 3 млн кубометров в сутки. Техническое состояние коллектора таково, что строить в этом месте автомагистраль с потоком до 10 тыс. машин в час просто опасно, считает Глеб Васильев.

Авторы петиции напоминают, что, согласно генплану развития Москвы, утвержденному в 2010 году, строительство трассы было предусмотрено не в парке Кусково, а по другую сторону железной дороги — там, где находится 1-й Вешняковский проезд. По словам депутата муниципального округа Вешняки Михаила Бутримова, жители района обеспокоены попытками изменения площади лесопарка: "Жители заметили, что из городского бюджета на поддержание территории парка все время выделялись средства из расчета на 311-312 га, а на недавно прошедших общественных обсуждениях проекта дороги предполагаемая территория лесопарка Кусково сократилась до 298 га".

Весной 2015 года "Гринпис России" представила исследование, согласно которому в Москве с 2000 по 2014 год площадь зеленых насаждений сократилась на 2%, до 36,1 тыс. га. Руководитель программы исследований "Гринпис России" Василий Яблоков считает, что это стало проблемой не только для Москвы — такую градостроительную политику копируют и другие города. По словам эколога, жители чаще всего готовы защищать только свой район, а общегородские митинги в защиту зеленых зон традиционно немногочисленны.

Будущая магистраль "проходит в границах участка территории объекта, зарезервированного под улично-дорожную сеть линиями градостроительного регулирования",— говорится в ответе Москомархитектуры на запрос "Ъ". "Решения, проработанные АО "Мосинжпроект" в составе проекта по Северо-Восточной хорде, согласованы с Мосгосэкспертизой, в том числе в части необходимости выделения дополнительного участка под проектируемую магистраль вдоль аллеи Первой Маевки".

Валерия Мишина

Вся лента