Криптовалютное импортозамещение

«У российских собственная гордость: на биткоин смотрим свысока»,— перефразируя Владимира Маяковского, решили в компании Qiwi и объявили о планах выпустить аналог биткоина — битрубль.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

На прошлой неделе платежная система Qiwi объявила о планах запустить в следующем году собственную криптовалюту — битрубль, по примеру широко известных биткоинов. Биткоины (Bitcoin) — это децентрализованная виртуальная валюта, распространенная в интернете, у которой нет единого эмиссионного центра.

Выпустить в России, где ЦБ ревностно следит за своей монополией на эмиссию денег, аналог всемирно известной виртуальной валюты — шаг смелый и отчасти удивительный. Ведь у нас даже несчастного фермера, который ввел для односельчан суррогатные деньги — калионы, затаскали по судам.

Более того, в январе прошлого года ЦБ и Генпрокуратура прямо заявили, что виртуальные деньги могут быть использованы для отмывания, а также для финансирования терроризма, следовательно, операции с ними будут приравнены к сомнительным. В октябре Минфин опубликовал законопроект, вводящий штрафы за использование и распространение виртуальных валют.

И в таком подходе российские власти не одиноки — аналогичной позиции придерживаются, например, в Китае. Да и на Западе долго спорили о том, насколько безопасны криптовалюты. Но в последнее время финансовые регуляторы все больше склоняются к легализации такого инструмента. В Германии она уже случилась, а в США выдаются лицензии компаниям, работающим в секторе криптовалют. Более того, в июле 2015 года вышло новое руководство FATF по криптовалютам, в котором утверждается, что биткоин не криминальный инструмент.

Возможно, этот мировой тренд и подвиг владельцев Qiwi выступить со смелой инициативой. «На ближайшие дни запланировано очередное обсуждение темы с ЦБ. Кроме того, мы направили письмо с описанием данного проекта в силовые ведомства»,— заявил газете «Коммерсантъ» гендиректор и совладелец компании Сергей Солонин.

А возможно, дело в том, что в июле же, когда появилось руководство FATF, президент России Владимир Путин допустил использование биткоина как единицы расчета в некоторых сферах. Так или иначе, последние комментарии ЦБ и Минфина уже не столь категоричны. «Хотела бы уточнить: мы не запрещаем криптотехнологии, мы изучаем их. Все-таки это разница большая — криптовалюта и криптотехнологии»,— цитирует главу ЦБ Эльвиру Набиуллину «Интерфакс». А замминистра финансов Алексей Моисеев заявил: «Будем смотреть мировой опыт. Я не вижу здесь смысла нам, России, быть впереди планеты всей».

МАКСИМ БУЙЛОВ

Вся лента