Мир разочаровался в Аун Сан Су Чжи

Прошедшая на минувшей неделе в Нобелевском институте Осло конференция, посвященная проблеме защиты народности рохинджа в Мьянме, стала фактически концом мирового увлечения бирманской нобелевской лауреаткой Аун Сан Су Чжи. Причина в том, что ее на конференции не было. Что было особенно заметно, поскольку в ней приняли участие и нобелевские лауреаты от Десмонда Туту до Жозе Рамуша-Орты, и Джордж Сорос, и бывшие главы государств нескольких вполне пристойных стран. Организаторы говорили, что они и не ждали Аун, поскольку она ни разу не проявила интереса к проблеме прекращения того, что в мире уже названо геноцидом народности рохинджа.

Услышать выступление Аун Сан Су Чжи (на фото) или даже просто увидеть ее — удовольствие, которого участники конференции в Осло оказались лишены

Фото: Soe Zeya Tun , Reuters

Это мусульманское меньшинство в Мьянме (численность — примерно 800 тыс. человек) всегда подвергалось давлению со стороны властей, но в последнее время эта проблема превратилась в глобальное бедствие — тысячи рохинджа пытаются бежать из страны, а специальный докладчик ООН по Мьянме заявил, что преследования рохинджа могут рассматриваться как преступление против человечности.

"Мне кажется, все согласятся с тем, что она безумно разочаровала всех нас своим отношением к развитию и продвижению прав человека",— заявил старший эксперт по Мьянме организации Human Rights Watch Дэвид Мэтисон, говоря об отсутствии Аун Сан на конференции и вообще об отсутствии ее реакции на происходящее. Масштаб разочарования грандиозен: за многие годы Аун Сан Су Чжи превратилась в одну из икон мирового правозащитного движения, приравненную к далай-ламе, Нельсону Манделе и Мартину Лютеру Кингу. При этом разочаровываться было, собственно, не в чем. Правозащитницей она никогда не была — она скорее использовала мировое правозащитное движение в борьбе с бирманской хунтой, не позволившей ей стать главой правительства. Пока Аун Сан была под домашним арестом, она говорила то, что от нее хотели услышать. Сейчас времена изменились, она свободна, любима народом, ее слышат власти, и в помощи иностранцев она больше не нуждается. А то, что они в ней ошиблись, не ее вина.

Вся лента