Ничего слаще парковки

Как паркоматы и эвакуаторы распространяются по России

Затраты на московские платные парковки оказались выше дохода, который получает от них бюджет. Но цель - разгрузить центр города - была достигнута. Десяток российских городов хотят повторить московский эксперимент.

АНАСТАСИЯ ГУБЕРТОВА, ОЛЕГ ХОХЛОВ

3 апреля зона платной парковки в Москве опять расширится. На этот раз в нее войдет всего одна новая улица — Малые Каменщики. После того как в декабре прошлого года парковка стала платной практически на всех улицах в пределах Третьего транспортного, московские власти пообещали, что теперь будут действовать "точечно и исключительно по просьбам жителей и муниципальных депутатов".

В это нелегко поверить, но жители Малых Каменщиков действительно сами попросили включить их улицу в зону платной парковки. Дело в том, что она, хоть и считалась бесплатной, парковаться на ней все равно было нельзя — из-за появившихся в декабре новых запрещающих знаков. Теперь автовладельцы по крайней мере получили право на приобретение резидентных разрешений, которые позволят им парковаться где угодно в пределах Таганского района за 3 тыс. руб. в год.

Расширяя зону платной парковки, московские власти с самого начала опережали собственные планы. Улицы внутри Садового кольца должны были стать платными лишь к 2015 году, улицы внутри всего ТТК — к 2016-му. Как именно зона платной парковки будет развиваться дальше, департамент транспорта Москвы, ответственный за реализацию программы, пока не сообщает. Но к тому, что она продолжит расширяться, власти уже готовят общественное мнение.

Близкий к департаменту транспорта эксперт, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин полагает, что возле станций метро "Теплый Стан", "Речной вокзал", "Юго-Западная" ситуация сейчас еще хуже, чем в пределах Бульварного кольца до введения там платной парковки. В конце декабря главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов обратил внимание своих коллег-транспортников на необходимость разобраться с парковкой во дворах жилых домов. По мнению чиновника, она должна стать платной во всех районах города, даже в "спальниках" за пределами МКАД. Недавно о том, что парковка скоро может стать платной сразу в нескольких подмосковных городах — Химках, Одинцово, Люберцах и Красногорске, рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Согласно декабрьскому опросу "Левада-центра", 62% москвичей относятся к плате за парковку отрицательно, еще у 12% по этому вопросу пока нет определенного мнения. Но, скорее всего, за "просьбами местных жителей" дело не станет. Московское правительство уверено, что большей части москвичей платная парковка нравится. Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов ссылается на результаты опроса, проведенного проектом "Активный гражданин" (его курирует департамент информационных технологий московского правительства): 55% москвичей поддерживают платные парковки, еще 17% пока не определились.

О новых обращениях жителей с просьбой включить их улицы в зону платной парковки "Деньгам" рассказали в ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" (АМПП), которое заведует всеми платными муниципальными парковками: "Процедура такова: жители понимают необходимость ввода платной парковки, проводят собрание, собирают подписи под коллективным обращением и направляют его в департамент транспорта".

Водители — детям

С 1 ноября 2013 года платные парковки заработали 2 925 469 048 руб.— эту цифру 18 марта "Деньгам" назвали в АМПП. Это почти сопоставимо с суммой ложных штрафов (600 тыс. постановлений на 1,8 млрд. руб.), которые в прошлом году, по данным Генпрокуратуры, Московская административная дорожная инспекция выписала столичным автовладельцам.

Согласно действующей схеме, доходы от платных парковок поступают в городской бюджет. Раз в год мэрия распределяет их между управами, чтобы те потратили их на благоустройство дворов или капитальный ремонт зданий (подчеркивается при этом, что не менее 10% работ должны быть выполнены в соответствии с пожеланиями горожан). Недавно Максим Ликсутов рассказал, что "сегодняшняя схема наиболее качественно и полно удовлетворяет интересы жителей зон платных парковок". Мэрия готова ее пересмотреть, но "пока таких предложений от москвичей не поступало".

На вопрос, сколько московские парковки должны заработать до конца этого года, представители АМПП отвечают так: "Мы не ставим целью получение прибыли. Основная цель — ликвидация хаотичной парковки, разгрузка улично-дорожной сети, обеспечение беспрепятственного передвижения для пешеходов, общественного транспорта и личных автомобилей".

Не ставя целью "получение прибыли", московские власти с самого начала не считались и с издержками: за два года на парковки потрачено в общей сложности более 16 млрд руб. Например, подключение к электросети первых 150 паркоматов обошлось бюджету в 262,3 млн руб. Средняя стоимость подключения паркомата, который стоит около 500 тыс. руб., составила 1,7 млн руб. При этом даже в 2012 году при помощи паркоматов стоянку оплачивало только 30% автомобилистов, в 2014-м — всего 12%.

Сейчас паркоматов уже около 500. Их эксплуатация в этом году обойдется городу в 75,5 млн руб. До 27%, в два с половиной раза, с 2012 года сократилась и доля SMS-платежей. Только в этом году на обслуживание короткого номера 7757 город потратит более 67 млн руб. Мэрия не скупится и на менее очевидные статьи расходов. Например, на "информирование" москвичей о правилах пользования платными парковками в 2015 году будет направлено почти 69 млн руб.

Но самая большая статья расходов московского парковочного проекта — эвакуаторы и штрафстоянки. На них за первые два года было потрачено более 6,8 млрд руб. У АМПП есть 168 собственных машин, но еще 150 таких же принадлежит подрядчикам — компаниям "Мосгорлогистик" и "Сервис-Интегратор". Обе они заключили с АМПП пятилетние контракты. Первая, согласно его условиям, должна в течение пяти лет эвакуировать 766 тыс. автомобилей за 3,69 млрд руб. Вторая — 383 тыс. за 1,71 млрд руб. Осенью "Сервис-Интегратор" попытался изменить условия соглашения через суд: город недостаточно загружает эвакуаторы компании, из-за чего она терпит убытки. Арбитражный суд Москвы вынес решение в пользу АМПП. С "Мосгорлогистиком" у АМПП сложностей пока не было.

Эксперименты на местах

Хотя тратить наравне с Москвой ни один российский город, конечно, не в состоянии, идея брать деньги за стоянку приглянулась многим администрациям. "Проводятся встречи с представителями администраций других городов, например Санкт-Петербурга, Казани, Хабаровска, по вопросам развития парковочного пространства",— рассказывают в АМПП. Уже появились платные парковки в Сочи, Калуге, Белгороде, близки к этому Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Ростов и Пермь.

Санкт-Петербург оценил запуск собственного парковочного проекта в 2,2 млрд руб.— самый крупный бюджет после московского. В мае откроется пилотная зона на территории между Фонтанкой, Кирочной, Лиговским и Невским, рассчитанная на 2,9 тыс. мест. Час стоянки стоит 60 руб., штраф — 3 тыс. руб. Оборудование тестовой площадки обошлось бюджету в 177 млн руб. На эти деньги были закуплены паркоматы, датчики слежения за наличием свободных мест, установлены информационные знаки, нанесена разметка и подведены инженерные сети. Около 70 млн руб. город потратил на создание диспетчерского центра. До конца года зона платной парковки расширится еще на 2,5 тыс. мест за счет территории между Невой и Кирочной, однако дальнейшее развитие проекта — под вопросом.

Еще недавно предполагалось, что траты городского бюджета ограничатся запуском пилотного проекта. Дальнейшее финансирование должен был обеспечить Всемирный банк, однако в феврале стало ясно, что из-за санкций денег не будет. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга "Деньгам" рассказали, что в 2016 году надежда расширить зону платной парковки примерно на 9 тыс. мест еще остается, по крайней мере, при формировании бюджета на 2016 год будет подана соответствующая заявка.

В мае прошлого года пилотный проект — 500 парковочных мест на двух центральных улицах — запустили власти Екатеринбурга. В декабре зона платной парковки расширилась в три раза. Летом откроется еще 1 тыс. мест. Главный специалист комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Екатеринбурга Роман Бараковских рассказывает, что в прошлом году город потратил всего 18,5 млн руб.: деньги ушли на нанесение разметки, установку знаков и информационных табло, покупку 20 паркоматов, серверов и разработку программного обеспечения, которое всем этим управляет.

Стоимость часа стоянки в Екатеринбурге — 30 руб. В Москве в первое время брали 50 руб. в час (сейчас 80 руб. в пределах Бульварного кольца, 60 — в зоне между Бульварным и Садовым, 40 руб. в час — между Бульварным и ТТК). Отдача от проекта в Екатеринбурге, конечно, тоже существенно (но все-таки не пропорционально) меньше. Московские парковки в первый же месяц заработали 3,6 млн руб., екатеринбургские столько же собрали за целый год. Дело не только в меньшем объеме трафика. В Екатеринбурге до сих пор не штрафуют тех, кто паркуется, не заплатив: из-за нестыковок в законодательстве власти города и области уже почти год не могут договориться о том, в чьей компетенции находится эта функция.

Когда в казне пусто

Проекты платных муниципальных парковок в форме государственно-частного партнерства пытаются запускать и в тех городах, где нет денег на пилотные зоны.

Например, в Краснодаре первую платную городскую парковку — на полсотни мест — открыли еще в конце 2013 года. Сейчас зона платной парковки в центре включает уже более 3 тыс. мест, до конца года их число вырастет до 5 тыс. Стоимость парковки — 30 руб. в час или 300 руб. за сутки. Штраф — 1 тыс. руб. Городской бюджет получает лишь 10% сборов, остальное — компания "Городские парковки" (входит в группу "Ланит", один из крупнейших российских системных интеграторов). Срок действия инвестконтракта — семь лет.

Затраты "Городских парковок" к настоящему времени превысили 150 млн руб. (около 40% этой суммы составляют затраты на эксплуатацию). О размере сборов в компании не говорят, однако подтверждают планы запуска аналогичных проектов в других городах, например в Ростове, где власти собираются организовать такой же конкурс.

В начале апреля платные парковки появятся в Красноярске. Модель — такая же. Местная IT-компания "Инфоком" выиграла конкурс на создание и эксплуатацию в течение пяти лет зоны платной парковки на 1,5 тыс. мест. Здесь все пока не так удачно, как в Краснодаре. Первые парковки должны были открыться еще в декабре, вся зона — к началу марта. В "Инфокоме" рассчитывали, что весь проект обойдется компании в 71 млн руб. Зарабатывать компания собиралась начать спустя три с половиной года, общая прибыль должна была составить 18 млн руб. Сейчас директор "Инфокома" Дмитрий Вилков называет проект имиджевым. "Стоимость реализации проекта сильно увеличилась,— рассказывает предприниматель.— Из-за изменения курсов валют часть оборудования подорожала на 70-85%. Увеличилась и стоимость заемных средств — примерно на 7-8%".

Вся лента