Перевозчики следуют за курсом

Авиационные и железнодорожные билеты начинают дорожать

Резкие скачки курсов валют спровоцировали значительный рост тарифов на авиабилеты в международных дистрибуторских системах и железнодорожные перевозки. За последние три недели Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) проиндексировала тарифы на международные рейсы, номинированные в евро, почти на 40%. Авиаторы пока официально не говорят, как пересчет тарифов сказался на конечной стоимости билетов. Эксперты считают его техническим, ожидая, что перевозчики попытаются удержать цены. Зато тарифы в международном железнодорожном сообщении реально выросли почти на 20% из-за подорожания швейцарского франка.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

За три недели курс расчета тарифов на авиабилеты на международные рейсы (номинированы в евро в глобальных дистрибуторских системах; GDS) вырос на 36%, сообщил вчера гендиректор "Випсервиса" Дмитрий Горин. Индексация проходит еженедельно, в ночь со вторника на среду IATA рассчитывает курс рубля к евро, округленный до 50 копеек в большую сторону. Вчера три крупнейшие GDS (Amadeus, Sabre и Travelport) сообщили, что завтра евро подорожает на 14,1% — с 67 руб. до 76,5 руб., а доллар — на 12,8%, с 54,5 руб. до 61,5 руб. (на закрытии биржи вчера доллар стоил 71,5 руб., евро — 88,9 руб., курс ЦБ составил 61,15 руб. и 76,15 руб. соответственно; см. стр. 1, 2 и 3).

Но курсы в GDS не соотносятся напрямую с ценами для пассажиров, это просто внутренний курс конвертации, а тарифы перевозчики исходно устанавливают в рублях. Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко называет пересчет тарифов IATA "чисто технической процедурой" и не оказывающей сопоставимого влияния на стоимость билетов. Эксперт полагает, что авиакомпании совсем не заинтересованы в резком повышении цен на билеты с учетом падения пассажиропотока на международных линиях (на 1,8% в октябре).

Крупнейшие российские авиакомпании вчера не ответили на вопрос "Ъ" о том, насколько могут подорожать авиабилеты после пересчета тарифов IATA. Во вторник гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил в эфире телеканала "Россия 24", что пока "повышение цен не планируется", поскольку "в условиях кризиса" пассажиры к этому не готовы. Но, уточнил топ-менеджер, авиакомпания все равно "обязана думать о ценообразовании", поскольку часть платежей у нее в валюте, например, по лизингу и страховым договорам. "Посмотрим, как закончится год и каким будет начало следующего",— заключил господин Савельев.

Тем не менее исполнительный директор Aviasales Максим Крайнов говорит о "некотором подорожании" авиабилетов. С конца прошлой недели средний чек по международным направлениям вырос на 15%, до 25 тыс. руб., уточнил топ-менеджер, добавив, что рубль потерял примерно столько же. Внутренние перелеты подорожали в среднем на 6%, до 10,5 тыс. руб. В то же время глава Pososhok.ru Кирилл Фаминский объясняет возможный рост цен "исключительно выкупом пассажирами самых дешевых классов бронирования". Как следствие, авиакомпании открывают в системе более дорогие классы билетов, а это стандартная практика ценообразования в авиаперевозках, подчеркивает топ-менеджер. По его мнению, столь сильное падение курса рубля приведет к тому, что авиаперевозки на регулярных линиях снизятся до "минимальных значений последних нескольких лет уже к концу года" и падение продолжится как минимум в начале 2015 года.

Дорожают и железнодорожные билеты, но уже из-за роста курса швейцарского франка — в среднем на 18,8%, до 40,9 руб., что напрямую сказалось на стоимости проезда в международном сообщении. Факт подорожания "Ъ" подтвердили в ФПК, но не смогли уточнить, на сколько именно. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что при сохранении текущей тенденции к концу года прирост может превысить 20%.

Елизавета Кузнецова, Юлия Галлямова

Вся лента