Антикоррупционная «тройка»

Россия выполнила не все рекомендации Европы по криминализации коррупции

Группа государств Совета Европы против коррупции (ГРЕКО) представила отчет о выполнении Россией рекомендаций в сфере криминализации коррупции и повышения прозрачности финансирования партий. Два года назад группа проанализировала российское антикоррупционное законодательство и порекомендовала властям РФ привести его в соответствие с конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В опубликованном 24 ноября отчете группы говорится, что Россия выполнила полностью лишь 3 рекомендации ГРЕКО из 21.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В своем отчете (есть в распоряжении «Ъ») ГРЕКО утверждает, что Россия полностью выполнила лишь 3 рекомендации из 21, которые группа дала ей в 2012 году. Еще 12 рекомендаций были выполнены частично, остальные 6 вообще не были выполнены. Два года назад ГРЕКО провела оценку российского антикоррупционного законодательств. Она дала российским властям 21 рекомендацию в сферах криминализации коррупции и повышения прозрачности финансирования политических партий, а также политических и избирательных кампаний (см. “Ъ” от 14 августа 2012 года).

Отчет о выполнении Россией этих рекомендаций был принят на 64-м пленарном заседании ГРЕКО, которое состоялось с 16 по 24 июня в Страсбурге. В заседании принимала участие российская делегация, возглавляемая первым заместителем генпрокурора РФ Александром Буксманом.

В области уголовного преследования за коррупционные преступления российское законодательство содержит многочисленные недоработки, требующие устранения, считают в ГРЕКО. Некоторые виды и составляющие коррупционных деяний по-прежнему не включены в соответствующие статьи, говорится в отчете группы. Также отмечается, что из законодательства так и не исключено положение, по которому прокурор начинает уголовное расследование взяточничества в частном секторе, ущерб от которого затрагивает лишь интересы коммерческой организации, только по заявлению руководителя последней или с его согласия.

В сфере повышения прозрачности финансирования партий и политических объединений беспокойство у ГРЕКО вызывает то, что Россия пока не приняла достаточных мер, чтобы не допустить злоупотреблений в избирательных кампаниях за счет использования служебного положения. В отчете группы также отмечается, что различные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие финансирование избирательных кампаний, не были пересмотрены с целью создания ясных, прочных и недвусмысленных правовых рамок.

В ГРЕКО также считают, что не стала прозрачной и система финансирования общественных объединений без статуса юридического лица, а также объединений по интересам, цель которых поддержка политических партий, в том числе во время избирательных кампаний. Группа считает, что в российском законодательстве необходимо закрепить большую независимость выборных комиссий, кроме того, необходимо гарантировать более глубокий и активный мониторинг финансовых отчетов, касающихся как деятельности партий в целом, так и финансирования избирательных кампаний. Санкции за нарушение правил политического финансирования должны быть соразмерными и оказывать влияние, отмечается в отчете группы. ГРЕКО призывает власти незамедлительно обратить внимание на эти все еще не решенные важные вопросы.

Впрочем, ГРЕКО приветствовала принимаемые Россией меры, направленные на обеспечение соответствия уголовной политики РФ требованиям Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и дополнительного протокола к ней. В ГРЕКО также отметили, что Россия начала осуществление ряда реформ в области обеспечения прозрачности финансирования партий и имеет большой потенциал для достижения приемлемого уровня соответствия рекомендациям.

В организации подчеркивают, что их отчет охватывает период до 30 сентября 2013 года и не принимает во внимание более поздние изменения в законодательстве. В отчете группы также говорится, что Россия инициировала ряд реформ, которые потенциально могут способствовать достижению приемлемого уровня выполнения тех рекомендаций, которые пока не были выполнены, в течение следующих 18 месяцев. Некоторых из принятых российской стороной мер было недостаточно, чтобы удовлетворить требования ГРЕКО, говорится в отчете. Впрочем, исходя из понимания того, что российские власти будут продолжать прикладывать усилия к выполнению рекомендаций, ГРЕКО приняла заключение о том, что существующий на данный момент низкий уровень выполнения рекомендаций не является «в целом неудовлетворительным». Группа пригласила главу российской делегации в ГРЕКО господина Буксмана предоставить до 31 декабря 2015 года дополнительную информацию о выполнении Россией рекомендаций группы в области криминализации коррупции и повышения прозрачности политического финансирования.

Сергей Горяшко


Партиям поставили заслон в виде международных организаций

14 ноября Госдума ужесточила правила финансовой деятельности партий, одобрив в третьем чтении поправки к закону «О политических партиях» и избирательному законодательству. С 2015 года партии не смогут заключать сделки, а значит, пользоваться услугами иностранных граждан и юрлиц, а также услугами международных организаций и отечественных НКО--иностранных агентов. Автор поправки о «запрете на сделки», глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («Единая Россия») подчеркнул, что поправки отражают те требования, которые предъявляет «к прозрачности политических партий и политической деятельности» международная организация GRECO («Группа государств против коррупции»). Читайте подробнее

Вся лента