Триллер с выносом мозга

Привлечет ли зрителей «Превосходство» искусственного интеллекта Джонни Деппа

До российских экранов добирается научно-фантастический триллер "Превосходство" — еще один фильм со сложной судьбой и неоднозначной репутацией.

РУБРИКУ ВЕДЕТ ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Для начала сценарий Джека Пэглена о борьбе косного человечества со всемогущим искусственным интеллектом попал в так называемый черный список Голливуда — туда собирают истории, которые многим хочется вывести на экран, но никто не решается. В итоге снимать "Превосходство" взялся Кристофер Нолан. Правда, сам он решил остаться на позиции исполнительного продюсера, а режиссировать позвал Уолли Пфистера, своего постоянного оператора, мол, давно к этой истории присматривался, старине Уолли она будет в самый раз для режиссерского дебюта. Дальнейшая реализация проекта потребовала серьезных расходов. Например, Джонни Депп, исполнитель главной роли, отказался от предложенных 15% сборов, а взамен попросил гонорар $20 млн. В какой-то момент финансовую помощь Alcon Entertainment пришла оказывать китайская компания DMG, которая уже вкладывалась в голливудские проекты "Петля времени" и "Железный человек-3". В случае с "Превосходством" не потребовалось переносить часть действия в КНР, к тому же DMG спонсировала конвертацию фильма в 3D — правда, эксклюзивно для китайского проката.

В США увидели результат усилий Пфистера со товарищи еще в апреле. Собранные в домашнем прокате $23 млн свидетельствовали, что картину американский зритель всерьез не воспринял. То же касается многих критиков: на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у "Превосходства" рейтинг 19% — своеобразное антидостижение для фильма с Джонни Деппом, хуже только у "Жены астронавта". Итоговое мнение рецензентов примерно такое: впечатляющее визуальное оформление, затронуты серьезные темы для размышлений, но повествование до всего этого сильно недотягивает. Впрочем, те, кто написал положительный отзыв, настаивают, что большинство, как обычно, ни во что не врубилось. Некоторые даже предполагают, что Пфистер совершил переворот в кинофантастике, последствия которого станут понятны только через несколько лет. Они же считают, что "Превосходство", как в свое время "Бегущий по лезвию", провалившийся в прокате 1982 года, станет культовым и будет входить в какую-нибудь сотню лучших фантастических лент.

Пока дебют Уолли Пфистера не наработал даже на попадание в условный топ-5 самых кассовых картин об искусственном интеллекте (ИИ). После неполных трех месяцев проката по миру в копилке проекта всего $90 млн, при этом российская премьера, если верить расписанию, последняя, и сомнительно, что благодаря нашему зрителю картина соберет те $10 млн, которые позволят создателям говорить хотя бы о номинальном выходе в ноль. В этом смысле "Превосходство" далеко не уникально. Чаще всего проект, посвященный борьбе человека с компьютерным разумом, не окупается в прокате, даже если производство обошлось меньше чем в $100 млн. Возможно, дело тут в невротическом нежелании зрителей смотреть на вполне реальную, как поговаривают исследователи ИИ, перспективу дальнейшего прогресса. Так или иначе, пока все удавшиеся кинопроекты "человек versus компьютерный мегамозг" распределяются в рейтинге весьма затейливо.

На пятом месте находится суперветеран движения — "Газонокосильщик" Бретта Леонарда. Для 1992 года его визуальные эффекты были вполне на уровне, сегодня же это все смотрится как глухое ретро; впрочем, сюжет и тогда представлялся несколько мелодраматичным и предсказуемым. Тем не менее $10-миллионная постановка о превращении садовника-недоумка в виртуального сверхинтеллектуала заработала в одном только американском прокате $32,1 млн (данные о зарубежном традиционно отсутствуют), показав приличный коэффициент кассового успеха (ККУ) 3,21.

Четвертое место держит свежий, 2013 года, релиз Спайка Джонза "Она". Забавно, что на его создание режиссер потратил немногим больше, чем Бретт Леонард за 21 год до этого: $23 млн. То ли драма, то ли комедия, где искусственный интеллект — женщина и говорит голосом Скарлетт Йоханссон, звезд с неба не хватал, но $47,3 млн из мировых кинотеатров принес и на ККУ 2,05 наработал.

Далее в рейтинге гигантский разрыв — и в дело вступают дорогостоящие постановки, где противостояние человека с ИИ разбавлено чем-то еще для пущей усвояемости. На третьем месте — франшиза "Трон", права на которую принадлежат Walt Disney. Два ее фильма, снятые с разрывом в 18 лет, в 1982-м и 2010-м, вышли очень разными. Первый, Стива Лисбергера,— недорогой, но культовый. У второго, за авторством Джозефа Косински, огромный бюджет и вполне непритязательный статус. Совокупные расходы на производство двух "Тронов" потянули на $187 млн, сборы — на $433 млн (ККУ 2,31). Поскольку тема ИИ, заигравшегося в видеоигры, до конца явно не раскрыта, очевидно, что рано или поздно здесь случится триквел.

На втором месте можно наблюдать тетралогию "Терминатор", где обретающая разум компьютерная сеть "Скайнет" — весомое действующее лицо, однако главными антагонистами все же являются практически неубиваемые роботы, один из них так и вовсе Арнольд Шварценеггер. Такой подход к теме зритель оценил заметно выше: общие сборы серии составили $1,402 млрд, что при сводном бюджете $508,4 млн дает очень неплохой ККУ 2,75. Как уже известно, "Терминатора" ждет серьезный перезапуск, так что, возможно, результаты франшизы через пару лет улучшатся.

Возглавляет рейтинг самых кассовых разборок человечества с компьютерным разумом трилогия Энди и Ларри Вачовски "Матрица" — без вариантов. По их мнению, для того, чтобы заставить зрителя вникать в столь нетривиальную проблему, нужно густо приправить ее драками, стрельбой и новаторскими визуальными эффектами. По крайней мере, этот способ хорошо сработал трижды, хотя в последний раз дело уже шло туговато. Тем не менее хватило на самые впечатляющие финансовые показатели в топ-5: $363 млн расходов, $1,632 млрд кассовых сборов и лучший ККУ в рейтинге — 4,49.

Вся лента