Самолеты вновь полетели за туристами

Как организована эвакуация застрявших за границе россиян

«Аэрофлот» сообщил, что собирается вывезти россиян, застрявших в США. Рейс из Нью-Йорка в Москву запланирован на сегодня. Однако еще утром посольство России в США заявило, что граждан, желающих улететь домой, не набирается даже на один рейс. В ведомстве также отметили, что ранее власти помогали почти 50 россиянам, оказавшимся в Нью-Йорке без жилья. Однако со среды тем, кто останется, придется жить у соотечественников, согласившихся их приютить.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ  /  купить фото

Если вывозной рейс сегодня и состоится, потенциальных пассажиров о нем не предупредили, рассказала петербурженка Ксения. Она должна была улететь на родину еще 31 марта.

«31 числа мы все приехали в аэропорт, пришел консул и сказал, что он не знает, когда будет рейс, что, возможно, вот он будет завтра, возможно, послезавтра. Гостиницы получили только те, кто оставался в аэропорту до самого последнего конца, то есть около 30 человек. И 2 апреля нам приходит уведомление, что у нас есть самолет на 3 апреля. 3 апреля мы должны были выселяться. Мы поехали опять в аэропорт. Около 70 человек, я думаю, там было точно. Пришел консул в три часа дня, опять же никакой точной информации не давал, сказал, что нет возможности нас поселить в отель, если у нас есть возможность, то лучше уехать. В конечном счете, нам опять предоставили отель, и вчера у нас вновь закончилась гостиница, и мы просто сидели внизу в лобби, потому что нам реально было некуда идти. Но в итоге нам предоставили отель. И вот сегодня у нас опять закончилась гостиница, и сейчас тоже ничего не известно по поводу самолета, — рассказала Ксения. — Есть портал госуслуг, и почти все люди, которые находятся сейчас в отеле, пытались эту форму заполнить. И эта форма обещает прислать деньги по 2400 каждого дня. И нам сказали, что, когда эти деньги придут, нам уже консульство не сможет оплачивать отель, потому что у нас как бы есть поддержка от государства, и они не имеют права. Но пока что эти деньги никому не пришли».

Во вторник из-за границы собирались вывезти 1,5 тыс. россиян. Изначально планировалось семь рейсов: четыре из них из Бангкока, еще два — из Алжира и Токио. Последний рейс сорвался в последнюю минуту — вылет из Южной Кореи отменили, оказалось, в списках перепутали тех, кто должен был вылетать в Сеул, и тех, кто должен был вернуться домой в Россию. Теперь россияне, возможно, смогут улететь домой в среду. Сейчас в аэропорту в Сеуле находится почти 90 человек, некоторые из них лишены самых необходимых вещей, рассказала “Ъ FM” работница аэропорта Елена:

«В транзитной зоне они сидят, по-моему, с 31 марта. Но у них ни у кого нет багажа, только ручная кладь. Они детей не могли ни переодеть, ни памперсов, ни смеси никакой. Холодным молоком из магазина ребенка поили. Кто начал помогать? Из посольства приехали, также жители Кореи русскоязычные начали собирать одеяла, то есть они в посольство, по-моему, привозили, просто в зону транзита могут только из посольства заходить, мы никто не можем. Привезли чайник. Но по технике безопасности чайником в аэропорту нельзя пользоваться, потому что розетки не предназначены для чайников, там мощность, просто это опасно».

Из Таиланда сегодня вылетели около 800 россиян. В этой стране застряло больше всего российских граждан — около 20 тыс. Россиянам, которые оставили заявки на сайте госуслуг, пришли сообщения о том, что их вывезут бесплатно, если ранее они покупали обратные билеты, если нет — то нужно будет заплатить. В чатах, посвященных эвакуации, некоторые писали о том, что им предлагают очень дорогие билеты — более чем за 100 тыс. руб. на человека. Но москвичка Инна сказала, что цены были ниже. Ее саму обещали эвакуировать из Таиланда сегодня без дополнительной платы, но улететь так и не удалось:

«Мы вчера получили письмо от госуслуг и звонок, подтверждающий, что с нашими обратными билетами авиакомпании «Россия» мы сегодня бесплатно будем посажены на рейс SU273 Бангкок — Москва. Мы были сегодня в аэропорту Бангкока с 8:30 утра, были списки распечатаны на бумажке, в которых люди со своим паспортом подходили и проверяли, есть ли они в списках. Если они есть в списках, то это были пассажиры «Аэрофлота» с действующими или с билетами, у которых «Аэрофлот» заранее изменил даты рейсов, и люди шли на борт. Остальные были вынуждены стоять в гигантской сумасшедшей очереди человек на 300. Буквально за три человека до нас прекратили пускать на рейс, то есть этот рейс был набран, и посадка на него была завершена. В очереди, кроме нас, осталось, наверное, около 60 человек. По ценам: для того, чтобы купить билет, нужно быть в списке, цена была на Москву примерно 15 тыс. бат — 34763 руб. по сегодняшнему курсу — за один билет».

На завтра запланированы рейсы в Россию из Индии и с Мальдив.