Карман требует новый смартфон

Как россияне приобретают смартфоны на фоне их удорожания

Из-за ухода с российского рынка ряда брендов электроники, в том числе Apple и Samsung, средняя цена на эти устройства выросла от 10% до 30%. Однако россияне не стали отказываться от привычных вендоров и начали продлевать срок службы своих гаджетов, а также чаще пользоваться услугами trade-in и покупкой бывших в употреблении (б/у) устройств. Ритейлеры, в свою очередь, начали предлагать услугу по подписке на смартфон. Какие именно есть плюсы и минусы у каждого из этих вариантов и какое будущее ждет trade-in, подписку и б/у, разбирался «Ъ».

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

За последние несколько лет в России на один год вырос срок использования смартфонов — до 2,5–3 лет, сообщал Forbes со ссылкой на данные участников рынка. Тогда эксперты объясняли этот тренд уходом многих иностранных вендоров с российского рынка, а также отсутствием технологического прогресса в новых моделях смартфонов. Подобный тренд может быть связан с ростом стоимости на потребительскую электронику в среднем на 10–15% только за 2023 год, на продукцию Apple стоимость увеличилась на 37% год к году (см. «Ъ» от 26 февраля).

Вместе с тем в РФ увеличился спрос на ремонт электроники: в 2023 году — на 29% по сравнению с 2022 годом. При этом количество сервисных центров сократилось на 4–10% в основном из-за закрытия официальных центров ремонта ушедших вендоров (см. «Ъ» от 16 февраля 2023 года). Но и это не единственный способ сэкономить на покупке нового гаджета, который активно применяется в РФ. Еще в середине 2022 года ритейлеры сообщали, что покупки смартфонов по программе trade-in выросли вдвое год к году. А также многие крупные сети электроники объявили о старте программы подписки на смартфон, среди них МТС и «МегаФон». Операторы, маркетплейсы и бренды электроники в то же время начали реализовывать устройства, бывшие в употреблении.

Программы trade-in у вендоров или подписки на устройство в основном преследуют цель удержать или переманить пользователя другого бренда в свою экосистему, а также сделать флагманские модели доступными для покупки большему количеству пользователей, которые не готовы брать дорогие модели в кредит, объясняет руководитель направления «Телеком» компании diHouse Андрей Малютин. По его словам, подобные инструменты реализации применились А-брендами (высокой ценовой категории) еще в допандемийные времена, что позволяло поддерживать высокий спрос на флагманы.

Подписаться или сдать?

Программы trade-in, которые позволяют покупателю сдать старое устройство и получить скидку на новое, в России есть давно, однако у каждого вендора или ритейлера разные условия. Например, на сайте «М.Видео» предлагается оценить стоимость старого устройства с помощью онлайн-калькулятора. Конечная сумма, зачтенная в покупку нового устройства, может отличаться от значений из онлайн-калькулятора, так как при продаже сотрудник ритейлера ознакомится с устройством на предмет работоспособности и его физических увечий. Также клиенту необходимо воспользоваться предоставленной скидкой сразу после сдачи устройства в trade-in. Накопить скидку или сдать сразу несколько устройств не получится. Максимальная доступная сумма скидки в «М.Видео—Эльдорадо» на новое устройство достигает 98,5 тыс. руб., отметил представитель ритейлера.

В свое время обанкротившийся теперь «Связной» предлагал своим клиентам сдать сразу несколько устройств, и по сумме сданной техники покупатель мог выбрать новый гаджет. Однако и сейчас есть места, где можно сдать сразу несколько устройств по программе trade-in. Такую услугу предлагает МТС. Однако у оператора в trade-in можно сдавать только смартфоны, планшеты или смарт-часы. Сеть продажи электроники DNS помимо смартфонов и планшетов принимает по этой программе телевизоры, малую бытовую технику, ноутбуки и др. Однако скидка на новое устройство не будет превышать 10 тыс. руб.

По данным МТС, с января по конец марта в их сети спрос на trade-in увеличился год к году в 2,2 раза, а на подписку на телефон (программа называется Share It) — в 6 раз, в отличие от предыдущих месяцев работы программы.

«Подписку на смартфон можно оформить, заполнив заявку на сайте. После ее рассмотрения необходимо оплатить первый месяц подписки, а затем забрать смартфон в любом из доступных магазинов. Через 12 месяцев пользователь может обменять устройство на новое, выкупить его, продолжить оплачивать подписку еще в течение полугода или остановить ее, сдав смартфон»,— объясняет представитель оператора.

Господин Малютин обращает внимание, что в случае оформления подписки смартфон не становится собственностью пользователя. «Он обязан его сдать по истечении срока в товарном виде, оплатить повреждения, если они появятся, и выкупить новый телефон по подписке. В итоге суммарные расходы покупателя окажутся сильно выше, нежели в случае прямой покупки смартфона даже с использованием кредита»,— подчеркнул представитель дистрибутора diHouse.

Система подписки позволяет пользоваться флагманскими смартфонами на более выгодных для определенного сегмента потребителей условиях, с возможностью выкупа этого устройства, его замены на другое и так далее, говорит бизнес аналитик IT-холдинга Fplus Артур Махлаюк. «Если говорить о trade-in, то это выгодная программа, если сдается телефон в хорошем состоянии и относительно новой модели, но при этом в некоторых случаях выгоднее его продать самому и использовать эти средства для покупки нового смартфона»,— отметил он. По прогнозу господина Махлаюка, подписочный сервис продолжит развиваться, однако медленнее, чем trade-in, так как подписка имеет ряд нюансов, таких как прерывание договора, штрафы и др. По его мнению, система подписок на смартфон может появиться и в коммерческом сегменте, так как при утере устройства потребитель потеряет не личные данные, а рабочие.

По словам представителя «М.Видео—Эльдорадо», возросшая частота замены устройств стимулирует программы trade-in, которые были приостановлены в предыдущие годы на фоне официального ухода с рынка ряда брендов. «Мы ожидаем, что спрос на trade-in будет возрастать по мере увеличения выгоды и удобства при сдаче старого устройства, помимо этого драйверами будут являться удобство процедуры и дополнительные инструменты продаж, такие как рассрочка»,— говорит представитель ритейлера, добавляя, что в перспективе на рынке конверсия в продажи от механизма trade-in может вырасти до 10%.

Чужой стал своим

Одним из растущих рынков в РФ стал сегмент б/у устройств. Так, участники рынка рассказывали, что по итогам 2023 года спрос на подержанные смартфоны вырос в 2,5 раза по сравнению с 2022 годом. Всего за год было реализовано около 9 млн б/у устройств, в основном Apple и Samsung (см. «Ъ» от 3 февраля).

Господин Малютин отмечает, что фактически оценить спрос и продажи б/у устройств сложно, однако судя по количеству ремонтов смартфонов, в основном замена батареи, этот рынок действительно растет. «С другой стороны, в настоящее время достаточно много предложений на рынке новых смартфонов в диапазоне от 10 тыс. до 18 тыс. руб. Таким образом, ремонт, лизинг, подписки — это инструменты по большей части для повышения спроса на флагманы и дорогие модели»,— подчеркнул он.

По данным МТС, в их сети реализация подержанных смартфонов продолжает расти.

Так, за первые два с половиной месяца продаж спрос на б/у устройства в сети вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, абсолютные цифры в компании не раскрывают.

«Ожидаем, что спрос на эти устройства будет расти в первую очередь за счет расширения модельного ряда»,— отметил представитель оператора.

По данным оператора «МегаФон», в их сети с января по март 2024 года спрос на восстановленные смартфоны вырос на 216% в количественном и на 341% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В компании не предоставили абсолютных показателей. «Растущий спрос стимулирует нас развивать это направление, расширять ассортимент и повышать среднюю стоимость выкупа аппаратов. Мы ожидаем, что рост продаж подержанных смартфонов в этом году в нашей торговой сети превысит отметку 50%»,— говорит представитель оператора.

Потребитель, как правило, не хочет покупать смартфон, который использовался год-полтора, когда можно купить смартфон чуть сопоставимый или немного слабее по характеристикам, но новый и с гарантией, отмечает господин Махлаюк. Также, по его словам, у населения выросла компьютерная грамотность и многие потребители начинают понимать, что на маркетплейсах и иных площадках могут продавать подделки или не просто б/у смартфоны, а отремонтированные или краденые устройства. При этом представитель IT-холдинга Fplus отмечает, что продажи восстановленных IPhone выросли на классифайдах, так как продукция поддерживается вендором дольше, нежели Android-устройства. «Соответственно, с этой точки зрения рынок б/у устройств останется, скорее всего, примерно таким же в ближайшее время, то есть самый большой спрос будет на флагманы, которые, таким образом, становятся более доступными»,— заключил он.

Тимофей Корнев