Трудных подростков пристроят в надежные руки

Депутаты хотят возродить систему наставничества для несовершеннолетних правонарушителей

В Госдуму внесен законопроект о необходимости обеспечения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, наставниками. В целях возрождения «целого института народной педагогики» авторы инициативы предлагают создать реестр наставников на базе информационной системы «Добро.РФ» и ГИС «Профилактика» (последняя будет содержать сведения о несовершеннолетних правонарушителях). Решение о назначении наставника, его замене или отмене назначения будут принимать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В Госдуме надеются, что трудные подростки после общения с опытными наставниками смогут вернуться в нормальную жизнь

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Законопроект, о котором идет речь, внесли глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев и первый замглавы комитета по защите семьи, отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая, а также сенаторы. В пояснительной записке указано, что документ «разработан в целях реализации поручения президента РФ от 12 февраля 2024 года и направлен на обеспечение участия наставников, благотворительных, добровольческих организаций в профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению».

На профилактическом учете сегодня стоят больше 420 тыс. несовершеннолетних, отметил господин Метелев. Подростковая преступность, подчеркнул он, снижается, однако повторная растет: больше трети совершивших преступление вновь идут на нарушение закона. «Анализ причин подростковой преступности показывает, что одна из основных причин — безделье и брошенность детей. В советское время был создан целый институт народной педагогики и наставничества — общественные воспитатели. В ряде регионов такая практика наставничества до сих пор действует, и она успешно себя зарекомендовала: подростки после работы с наставником и участия в социальных проектах снимаются с учета, возвращаются в нормальную жизнь. Мы предлагаем эту практику законодательно закрепить и масштабировать, создать институт наставничества в системе профилактики, цель которого — дать второй шанс тысячам ребят, нуждающихся в такой поддержке»,— объяснил Артем Метелев.

В профильном комитете уточнили, что реестр наставников будет формироваться на базе единой информационной системы «Добро.РФ» и ГИС «Профилактика». Желающие стать наставниками смогут оставить заявку на внесение в реестр, а комиссия по делам несовершеннолетних (КДН) с помощью ГИС «Профилактика» направит их к подопечным. Наставники будут отчитываться перед комиссией о проделанной работе. Решение об их назначении или замене будут принимать КДН. Необходимые правила и критерии для принятия подобных решений будут утверждены Минпросвещения.

“Ъ” обратился за подробностями в Министерство просвещения, однако на момент публикации ответ не получил.

Директор благотворительной организации «Наставники Детям» Нина Воронцова (фонд реализует программу профессионально организованного индивидуального наставничества для детей и подростков в России «Старшие Братья Старшие Сестры») согласна, что наставничество является наиболее эффективным способом социализации ребенка и решения сложных подростковых кризисов. Расширение круга благотворительных и добровольческих организаций для работы с такими детьми, по ее мнению, позитивный знак. «На этапе изменений, через которые проходят подростки и физиологически, и эмоционально, нужен стабильный уверенный взрослый, который выслушает и поддержит. Но вот будет ли достаточно отклика от желающих взять на себя эту непростую роль? И вопрос оплаты за наставничество не решит эту проблему. Если принцип добровольности будет нарушен, не возникнет доверия, которое и является базой, на которой воспринимаются новые модели поведения»,— говорит Нина Воронцова. Она опасается, что наставники без соответствующей подготовки, без профессионального сопровождения окажутся не готовы к работе. «Здесь нужно больше инфраструктурной поддержки, в частности, расширить доступную психологическую помощь семьям, ведь проблема девиантного поведения не только в детях, но и в целом в семье,— считает госпожа Воронцова.— Подключить бизнес, который вместе с корпоративными наставниками поможет создать для детей полезные фокусы на профессии».

Руководитель рабочей группы по психологическому благополучию населения при комитете по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Госдумы Алексей Богачев предположил, что такими наставниками могли бы стать в том числе ветераны СВО: «Для подростков важны два типа контактов — контакты референтной группы, то есть сверстников, и контакт со значимым взрослым, который станет для него примером и моделью поведения. При правильном отборе, обучении и поддержке такого рода наставников участники СВО могут быть чрезвычайно эффективны».

В комитете по молодежной политике уточнили, что упомянутую в проекте ГИС «Профилактика» планируется создать на базе АИС «Профилактика». Эта автоматизированная информационная система в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения уже работает в пилотном режиме. В апробации принимают участие 44 субъекта РФ. Разработала платформу АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», учрежденная по поручению президента РФ в октябре 2018 года. Организация занимается IT-разработками, «направленными на выявление контента, связанного с суицидальными проявлениями, распространением криминальной субкультуры и другими деструктивными тенденциями в молодежной цифровой среде». Основным эффектом создания АИС «Профилактика», как заявляют ее создатели, станет в том числе аккумулирование информации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и межведомственный обмен сведениями.

В настоящее время комиссии и отделы по делам несовершеннолетних уже обладают информацией о лицах, склонных к правонарушениям, уверен юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. Поэтому он не видит в инициативе большого смысла. «Создание такой системы не противоречит законам, так как ее использование позволит своевременно передавать и получать данные о лицах, склонных к правонарушениям, а также пресекать такие нарушения,— комментирует господин Ткаченко.— Самое главное, что это позволит работать с такими подростками даже при их переезде в другие регионы, переходе из одного учебного заведения в другое или смене места работы, то есть не терять их из вида». Что касается защиты персональных данных, то «утечки, конечно, возможны»: «Все зависит от используемых инструментов для защиты информации».

Наталья Костарнова

Вся лента