Фреска про фреску спасена

Художественный институт Сан-Франциско вернется в строй

На этой неделе стали известны подробности сделки, которой в США ждали с осени. Еще в конце февраля в прессу просочилась новость, что объявивший себя банкротом два года назад Художественный институт Сан-Франциско (SFAI), был выкуплен группой филантропов во главе с вдовой Стива Джобса Лорен Пауэлл Джобс. Теперь объявлено, что кампус планируется открыть через четыре года, а знаменитая фреска Диего Риверы останется на своем месте. Новая организация сохранит свое учебное предназначение, но будет некоммерческой. Рассказывает Кира Долинина.

Фреске Диего Риверы, как и художественному институту, в котором она находится, больше ничего не угрожает

Фото: Matthieu Verdeil / Hemis / AFP

Во всех публикациях, посвященных спасению Художественного института Сан-Франциско, есть два момента, которые ставятся во главу угла: цена контракта (около $30 млн) и судьба знаменитой фрески Диего Риверы 1931 года, которая была самым ценным активом SFAI на момент его закрытия весной 2022 года. В заявлении о банкротстве фреска была оценена в $50 млн, что породило предположения о том, что она может быть продана отдельно от кампуса. Последние новости успокоили общественность — произведение Риверы останется на своем месте.

Кампус, построенный в 1926 году, включает в себя два здания, колокольню, внутренний двор, библиотеку, классные комнаты и галереи, среди которых есть Галерея Диего Риверы, в которой и находится фреска «Создание фрески, показывающей строительство города» (548х972 см). На беглый взгляд она и есть главный актив SFAI — многометровый «алтарь» во славу интеллигенции и пролетариата Ривера написал в период своей активной работы в США (только в Сан-Франциско два его мурала начала 1930-х годов и еще один более поздний — совсем уже гигантское «Панамериканское единство» 1940 года). В Сан-Франциско художник приехал вместе со своей молодой женой Фридой Кало, и это было время страстного романа со Штатами, которые засыпали его заказами: Сан-Франциско, Детройт, Нью-Йорк, Чикаго, обещание больших денег и большой славы. Фреска SFAI очень показательна — она величава и спокойна, как никогда у Риверы. После скандала с запретом и уничтожением его работы 1933 года для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке настолько уверенным в себе Ривера уже не будет.

Однако фреска фреской, но история Художественного института Сан-Франциско значительна сама по себе. Художественная ассоциация Сан-Франциско открылась в 1871 году, к 1874 году она насчитывала 700 постоянных и 100 пожизненных членов и собрала достаточные средства для запуска художественной школы, которая была названа Калифорнийской школой дизайна. Она стала одной из старейших художественных школ в Соединенных Штатах и старейшей к западу от реки Миссисипи. Потом ее названия несколько раз менялись (Институт искусств Марка Хопкинса, Калифорнийская школа изящных искусств), пока в 1961 году школа не стала Художественным институтом Сан-Франциско. Эта институция стояла на двух китах: поддержка регионального, калифорнийского, искусства и иерархическое неразличение разных видов искусства: тут учили живописи и скульптуре наравне с фотографией, а потом и перформансом, всеми типами концептуального искусства и новыми медиа. Именно поэтому в списке преподававших в SFAI сразу бросаются в глаза имена великих фотографов (Эдвард Мейбридж, Доротея Ланг, Эдвард Уэстон), а в списке выпускников — имя Энни Лейбовиц. История живописного направления в SFAI не менее внушительна: после войны тут расцвел абстрактный экспрессионизм и отметился Марк Ротко, а среди выпускников нового поколения значится певец хип-хопа в барочном обрамлении фотограф и художник Кьянде Уайли.

Учили в SFAI отлично, а вот управляли из рук вон плохо. К окончательному банкротству в апреле 2023 года институт пришел с долгом в $20 млн. Ситуация нагревалась уже несколько лет, и летом 2022 года свою альма-матер покинули последние студенты. За год до этого институт сделал попытку спасти свой бюджет путем продажи фрески Риверы. Называли даже потенциального покупателя — Джорджа Лукаса, который собирает вещи для своего будущего музея в Лос-Анджелесе. Однако художественная общественность стала стеной, и переговоры остановились. Спасение пришло со стороны местных деятелей искусства и филантропов, которые объединились в НКО под названием BMAI LLC и 1 марта этого года подписали окончательные бумаги о покупке SFAI. Имя вдовы Джобса украсило все новости об этой сделке. Среди остальных участников — Стэнли Гатти, бывший президент Комиссии по искусству Сан-Франциско; Стивен Бил, бывший президент Калифорнийского колледжа искусств; Бренда Уэй, основатель танцевальной студии ODC; Дэвид Сталл, президент Музыкальной консерватории Сан-Франциско; Линн Файнтех, президент Лос-Анджелесской Liberty Building Co. Подробности управления и организационной структуры будущей институции пока неизвестны. Дэвид Сталл подтвердил San Francisco Chronicle, что НКО хочет сохранить образовательную программу, а также, возможно, аккумулировать на этом месте новое художественное собрание. Музеи никогда не бывают лишними.

Вся лента