Дорогам Петербурга готовят обновление за 2 трлн рублей
Смольный опубликовал программу развития транспортной системы города до 2030 года
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга внес на антикоррупционную экспертизу проект изменений в постановление городского правительства от 30.06.2014 № 552 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга"». Общий объем финансирования программы составляет 2,036 трлн рублей. Эксперты не считают программу исчерпывающей и обращают внимание, что в ней не проработаны все слабые места транспортного каркаса города.
Согласно опубликованному документу, 1,7 трлн рублей из общего объема финансирования программы развития транспортной системы Петербурга выделит бюджет города, в том числе: в 2024 году — 286,5 млрд, в 2025-м — 269,6 млрд, в 2026-м — 270,4 млрд, в 2027-м — 277,2 млрд, в 2028-м — 291,1 млрд, в 2029-м — 305,9 млрд. Предполагается, что в 2024–2026 годах из федерального бюджета на программу будет выделено 5,76 млрд, а из внебюджетных источников в 2024–2029 годах — 329,9 млрд.
Более 600 млрд рублей на 2030–2032 годы предусмотрено в программе на проектирование, строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (метрополитена), включая проектирование и строительство Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Обводный канал — 2» с электродепо «Красносельское», участка от станции «Казаковская» до станции «Путиловская»; строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от станции «Спасская» до станции «Морской фасад» (первый пусковой комплекс от станции «Спасская» до станции «Большой Проспект»), проектирование и строительство Фрунзенско-Приморской линии от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект», второго вестибюля станций «Балтийская» и «Василеостровская», проектирование и строительство Лахтинско-Правобережной линии от станции «Улица Дыбенко» до станции «Кудрово».
Также в программу вошла реконструкция улицы Седова от улицы Книпович с подключением к Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) и от Смоляной улицы с подключением к ШМСД с мостом через Неву в створе Фаянсовой улицы — Зольной улицы, что относится ко второму-четвертому этапам строительства Широтной магистрали.
Завершение сооружения Большого Смоленского моста с новой транспортной магистралью в створе Большого Смоленского проспекта — улицы Коллонтай сдвинулось с 2030 года в предыдущей редакции программы на 2029 год, что соответствует последним заявлениям властей города о сроках реализации проекта. Но стоимость строительства, предлагаемую в программе (по 50 млрд рублей на каждый из двух этапов), в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) назвали «технической ошибкой». Как уже сообщал «Ъ-СПб», стоимость первого этапа объекта пока оценивается в 54 млрд рублей, второго — примерно в 9 млрд (см. «Ъ-СПб» от 24.01.2024).
К новым объектам программы, которых не было в ее последних редакциях, отнесли проектирование и строительство Горского шоссе от путепровода через железнодорожную линию Выборгского направления до продолжения Лесной улицы. В 2027–2030 годах на этот объект планируется выделить 19,86 млрд рублей.
Кроме того, программой запланирована пробивка Комендантского проспекта на участке от проезда К-1 (Глухарская улица) до перспективного продолжения Парашютной улицы с объемом финансирования в 55,9 млрд рублей в 2027–2030 годах. Протяженность дороги составит 3,62 км. Также в планах на 2025–2029 годы предусмотрены проектно-изыскательские работы по строительству трамвайного парка под нужды наземного электрического транспорта во Фрунзенском районе, на территории, ограниченной Волковским каналом, полосой отвода южного полукольца Октябрьской железной дороги, полосой отвода Витебского направления Октябрьской железной дороги, примерной стоимостью в 17,2 млрд рублей.
Обсуждаемый с 2016 года инновационный парк для автобусов, работающих на газомоторном топливе в производственной зоне «Каменка» включен в программу на 2029–2033 годы с объемом вложений в 17,9 млрд рублей. Еще один новый автобусный парк стоимостью 14,5 млрд рублей предполагается построить на территории МО «Горелово».
Как уточнили в городском комитете по транспорту, параллельно с антикоррупционной экспертизой проект постановления, согласно установленному регламенту, проходит согласования в исполнительных органах государственной власти Петербурга, которые могут внести в документ свои замечания и предложения.
«В целом транспортная система Санкт-Петербурга по объему перевозок пассажиров, безопасности и экологическим показателям не в полной мере удовлетворяет потребности жителей Санкт-Петербурга, что подтверждается недостаточно высокой долей жителей, удовлетворенных качеством обслуживания на городском общественном транспорте, которая по состоянию на 01.01.2024 составила 66,2%»,— говорится в характеристике текущего состояния транспортной системы города, включенной в документ.
Анализ текущего состояния улично-дорожной сети показал, что скорости сообщения в часы пик на автомобильном транспорте в городе составляют в среднем по центральной планировочной зоне — 10–15 км/ч, в пределах плотной застройки — 20–26 км/ч, а на заторовых направлениях — всего 6–10 км/ч. «Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что составляет около 20% всех пересечений»,— сообщается в документе. При этом в периферийных районах периоды неблагоприятных условий движения продолжаются с 7:30 до 10:30 и с 17:00 до 20:30, в центре — с 8:30 до 22:00, а единичные заторы могут наблюдаться до 1:30. «Зона неблагоприятных условий движения охватывает практически всю опорную сеть магистралей городского значения и значительную часть магистралей районного значения»,— приводятся выводы в проекте постановления.
Если из суммы финансирования программы вычесть средства, выделяемые на транспорт и оборудование, то в остатке на сами дороги останется совсем немного, оценил масштабы программы генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса АСДОР Юрий Агафонов. «Этого, конечно, недостаточно с учетом упомянутых 245 напряженных перекрестков, которые надо модернизировать. Также нужно строить вылетные магистрали, магистрали непрерывного движения. Без этого город продолжит задыхаться в пробках»,— выразил мнение господин Агафонов. Руководитель АСДОР обратил внимание на отсутствие в программе планов по строительству подземных дорожных переходов, потребность в которых в городе крайне острая.
По мнению главы архитектурного бюро MAD Architects Марии Николаевой, для успешной реализации таких планов необходимы комплексный подход, тесное сотрудничество различных городских департаментов, бизнеса и синхронизация всех уровней управления мегаполисом.
«Менеджмент освоения средств, принятия и корректировки решений, их реализации и контроля должен вестись согласованно и при постоянном контакте различных ведомств, во взаимодействии с инвесторами. Тогда подобная программа превратится в единый организм, а не в разрозненные точки роста»,— считает госпожа Николаева и приводит в качестве примера то, как в последнее десятилетие развивается транспортная система Москвы. «Согласованность действий и распределение компетенций позволяют системе быть более гибкой, оперативно реагировать на новые факторы, предупреждать возможные ошибки, качественнее осваивать бюджеты»,— убеждена эксперт.