«Распадская»: приоритет для спецтерминалов угрожает экспорту из Кузбасса

Распадская угольная компания не поддерживает предоставление приоритета перевозкам угля на специализированные угольные терминалы над отгрузками в адрес универсальных портов.

«Действующие на сегодня правила распределения объемов отгрузки в восточные порты сформированы в 2020 году с участием всех крупнейших грузоотправителей, государственных органов, общественных организаций и позволяют обеспечить в целом равный доступ любых грузоотправителей к инфраструктуре,— сообщили "Ъ" в компании.— При этом текущие правила уже содержат принципы приоритизации в виде учета большей перерабатывающей способности специализированных портов против универсальных».

Как сообщал «Ъ», правительство предложило ввести приоритет для угольных грузов, перевозимых в адрес специализированных терминалов, и сейчас определяет, какой терминал должен считаться таковым. Ряд угольных компаний поддержал предложение. Но в «Распадской» отмечают, что из всех переваливающих уголь портов РФ к специализированным можно отнести менее 20%, «при этом все они прямо или опосредованно аффилированы с ограниченным кругом крупных угледобывающих компаний и чаще всего отказывают в перевалке конкурентам».

«Очевидно, что приоритетное направление угольной продукции в отдельные порты перераспределит объемы отгрузки в пользу их владельцев и приведет только к задержке отправления грузов (в декабре 2023 года более 80% брошенных поездов на инфраструктуре ОАО РЖД простаивали в адрес именно специализированных терминалов),— уверены в "Распадской".— Дискриминация, рост издержек и снижение вывоза угля отдельных грузоотправителей приведет к ухудшению их финансового состояния, увольнению работников и росту социальной напряженности». По оценке компании, под риском окажется более 40% объемов угля, отгружаемого на экспорт из основного угольного региона страны — Кузбасса.

О мерах поддержки угольной отрасли читайте в публикации «Ъ» «Углю дали свободу от пошлин».

Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина

Вся лента