Хиджаб или плеть

Такой выбор ставят власти Ирана перед женщинами

Власти Ирана усиливают борьбу за соответствие женской одежды нормам шариата. 3 января 2024 года (20-го джумади аль-тани) в Иране отмечался День матери, совпадающий с днем рождения Фатимы аз-Захры, дочери пророка Мухаммеда и жены имама Али. В этот день иранская активистка курдского происхождения 33-летняя Роя Хешмати была подвергнута наказанию — получила 74 удара плетью. Ее преступление — отказ надевать хиджаб.

Непристойная фотография (согласно законам Ирана)

Фото: Соцсети Roya Heshmati

Фото в сети

Роя Хешмати была арестована в ночь с 20 на 21 апреля 2023 года, после того как опубликовала в социальной сети свою фотографию. На фотографии, сделанной со спины, Хешмати идет по бульвару Кешаварз в Тегеране в красной футболке и черной юбке средней длины. Головного платка (хиджаба) на ней нет. Во время обыска у Хешмати были конфискованы мобильный телефон и ноутбук.

Как рассказал реформистской газете «Шарг» ее адвокат Мазиар Татаи, против его подзащитной были заведены два отдельных уголовных дела. По первому делу Хешмати обвинялась в антигосударственной пропаганде. Первоначально по этому обвинению она была приговорена к году тюрьмы с отсрочкой наказания на два года. Затем приговор был пересмотрен — отсрочка наказания отменена, а срок заключения был сокращен до 13 дней. 11 дней она провела в предварительном заключении после ареста, так что ей оставалось отсидеть в тюрьме 2 дня. Ее продержали за решеткой не два, а четыре дня, что тюремная администрация объяснила ошибкой в расчетах.

По второму делу Хешмати обвинялась в том, что находилась на улице без хиджаба, нарушала общественные нормы морали, производила и распространяла непристойные материалы, пропагандировала распущенность.

По этому делу суд приговорил ее к 13 годам и 9 месяцам лишения свободы, 74 ударам плетью и штрафу в размере 12,5 млн риалов (примерно $250–300). После апелляции два последних обвинения были сняты, а в приговоре остались только телесное наказание и штраф. По словам адвоката, он просил суд не приводить наказание в исполнение в День матери, но к его просьбе не прислушались.

Непокорная

Роя Хешмати

Фото: Соцсети Roya Heshmati

Норвежская правозащитная организация Hengaw, занимающаяся защитой прав курдского населения Ирана, опубликовала на своем сайте перевод поста Рои Хешмати, который та разместила на своей странице в соцсети Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ) после того, как ее подвергли бичеванию.

Хешмати сравнила комнату, где ее бичевали, со «средневековой камерой пыток». Она пишет, что отказывалась надевать хиджаб даже в помещении окружной прокуратуры, где приговор был приведен в исполнение, вопреки совету своего адвоката и просьбе сотрудниц прокуратуры.

В результате ее заковали в наручники и надели хиджаб силой. По словам Хешмати, судья советовал ей уехать из страны, чтобы жить по-другому, но она заявила, что намерена и дальше отстаивать свои взгляды.

Она также пишет, что судья просил палача не бить слишком сильно. Палач наносил удары плетью по плечам, спине, бедрам и ногам. Хешмати не стала считать удары, она твердила про себя: «Во имя женщины, во имя жизни, одежды рабские будут сорваны, за темной ночью придет рассвет, плети будут разрублены».

После того как история Рои Хешмати распространилась в социальных сетях, официальное иранское агентство «Мизан» выступило с опровержениями. Согласно распространенной агентством версии, Хешмати была подвергнута наказанию не за то, что не носила хиджаб, а за участие в деятельности зарубежной организации и получении денег из-за границы. Кроме того, она «неподобающе» себя вела в то время, когда ее били плетьми. В заявлении опровергаются и слова Хешмати о том, по каким частям тела наносились удары,— утверждается, что наказание исполнялось в полном соответствии с законом и требованиями шариата. В заявлении агентства также говорится, что для того, чтобы «распространять лживые сведения», Хешмати использовала фотографию 16-летней давности.

Все изменила революция

Демонстрация иранских женщин за равные права. 12 марта 1979 года

Фото: Richard Tomkins / AP

Сейчас это довольно сложно себе представить, но когда-то в Иране не только ношение хиджаба было добровольным, но даже проводились конкурсы красоты, а голые женские колени не считались признаком разврата и распущенности. Было это до Исламской революции 1979 года.

Иранская монархия официально прекратила свое существование 11 февраля 1979 года. 30–31 марта в стране состоялся референдум. Согласно официальным результатам, 99,31% принявших в нем участие проголосовали за установление в стране Исламской Республики.

В промежутке между этими двумя событиями, в Международный женский день, 8 марта 1979 года, более 100 тыс. иранских женщин вышли на улицы Тегерана, протестуя против планов новой власти ограничить их права, в том числе ввести обязательное ношение хиджаба за пределами дома. Около 3 тыс. женщин протестовали в городе Куме — родном городе духовного лидера Ирана аятоллы Хомейни, называвшего женщин, не носящих хиджаб, «нагими». Протесты продолжались до 14 марта.

Фотогалерея

Исламская революция в Иране

Смотреть

В 1980 году женщинам без хиджаба было запрещено входить в государственные и общественные учреждения и появляться на рабочих местах. Ношение хиджаба для представительниц женского пола старше 9 лет стало обязательным с 1981 года.

В 1983 году была установлена уголовная ответственность за появление в общественном месте без хиджаба — 74 удара плетью.

Какое-то время закон строго соблюдался, но в XXI веке иранские женщины часто стали его нарушать. В 2005 году вскоре после избрания президентом страны Махмуда Ахмадинежада была создана новая структура — Назидательный патруль Сил правопорядка Исламской Республики Иран (шариатская гвардия, шариатская полиция, полиция нравов).

Сотрудник Наблюдательного патруля записывает имя нарушительницы закона

Фото: Stringer (IRAN) / Reuters

Только в 2014 году за нарушение закона о ношении хиджаба было задержано 3,6 млн женщин. 18 тыс. из них предстали перед судом. 7 тыс. сотрудников Назидательного патруля в штатском следили за соблюдением исламского дресс-кода на улицах Тегерана. Кто-то разработал приложение для смартфона, с помощью которого пользователи отмечали, какие места нужно обходить, чтобы не столкнуться с сотрудниками полиции нравов. Кроме ношения хиджаба есть и другие обязательные требования к одежде, особенно женской. У женщин должно быть закрыто все, кроме овала лица и кистей рук. Запрещены противоречащие исламским ценностям надписи и рисунки, ношение одежды другого пола. В обязанности Назидательного патруля также входит борьба с употреблением алкоголя и «близким общением незнакомых людей» разного пола.

В декабре 2017 года в Иране начались и в 2018 году продолжились массовые протесты против роста цен и политики властей. В ходе этих протестов 27 декабря 2017 года 31-летняя мать полуторалетней девочки Вида Мовахеди (Мовахед) взобралась на трансформаторную будку на проспекте Энгелаб (Революции) в Тегеране и размахивала как флагом снятым с головы платком, протестуя против обязательного ношения хиджаба. Ее фотография широко разошлась в соцсетях в Иране, а затем попала в зарубежные СМИ. Первоначально имя женщины не было известно широкой публике, ее называли просто «Девушка с проспекта Энгелаб». После акции протеста полиция арестовала женщину.

Вида Мохавед, первая «Девушка с бульвара Энгелаб»

Фото: ТАСС

Затем ее отпустили, потом снова арестовали. Находясь в заключении, она стала символом антиправительственных протестов. На свободу она вышла месяц спустя — 28 января 2018 года. Уже на следующий день, 29 января, три женщины повторили ее поступок, причем одна из них поднялась на ту же самую трансформаторную будку. В начале февраля сообщалось, что по подобным обвинениям было арестовано 29 жительниц страны. Это был самый массовый протест против ношения хиджаба после 1979 года. Многие иранцы и иранки поддержали протест в социальных сетях.

Женщины делали селфи без хиджаба, мужчины, наоборот, надевали хиджаб в знак солидарности. В ходе подавления протестов было арестовано более 7 тыс. человек — студенты, журналисты, борцы за экологию, правозащитники.

В 2018 году за протесты против ношения хиджаба было арестовано не менее 39 иранских женщин. Одной из них была первая «девушка с проспекта Энгелаб» — Вида Мовахед. В марте 2019 года она была приговорена к году тюрьмы за «пропаганду разврата и порока через акт снятия хиджаба». Еще 55 человек были арестованы в 2018 году за деятельность, связанную с борьбой за права женщин (например, за попытку прохода на футбольный стадион).

8 марта 2019 года Монире Арабшахи, Ясаман Арьяни и Моджган Кешаварз раздавали цветы женщинам в тегеранском метро, при этом сами они были без хиджабов. Видеозапись этой акции протеста широко разошлась в интернете. 10 апреля служба безопасности арестовала Арьяни. На следующий день Арабшахи, ее мать пришла в центр предварительного заключения Вазара, чтобы узнать о судьбе дочери, и была арестована сама. 25 апреля арестовали третью участницу акции протеста. Все три были приговорены к 16 годам тюрьмы за участие в сговоре, направленном против безопасности государства, распространение антиправительственной пропаганды и поощрение разврата и проституции. Моджган Кешаварз была также приговорена к дополнительным семи с половиной годам тюрьмы за святотатство.

Сердечная недостаточность в отделении полиции нравов

Махса Амини умерла в отделении полиции после того, как ее арестовали за неправильно надетый хиджаб

Фото: Majid Asgaripour / WANA (West Asia News Agency) / Reuters

Самая мощная волна протестов всколыхнула Иран осенью 2022 года после смерти 22-летней девушки Махсы Амини (Махса — ее персидское имя, в семье девушку называли курдским именем Джина).

Амини, студентка из города Секкез (провинция Курдистан), приехала в Тегеран вместе с родственниками, чтобы навестить брата. 13 сентября 2022 года ее задержал Назидательный патруль — за «неправильное ношение хиджаба», то есть за то, что у нее из-под платка выбивались волосы.

Фотогалерея

Как проходили массовые протесты в Иране

Смотреть

В момент задержания вместе с ней были члены ее семьи. Ее брату Киарешу Амини полицейские сказали, что с девушкой проведут разъяснительную беседу и через час отпустят. Брат ждал ее возле отделения полиции (по иранским законам ее могли выпустить, только если за ней придет родственник мужского пола). Через два часа после задержания к отделению подъехала скорая помощь. Брату сообщили, что у Махсы случился сердечный приступ, и она потеряла сознание. Девушка впала в кому. 16 сентября она скончалась.

По свидетельствам очевидцев, девушку избили в полицейской машине, когда везли в отделение. Родственники полагали, что именно избиение стало причиной ее смерти.

Согласно версии властей, Махса Амини страдала эпилепсией и диабетом, в раннем возрасте перенесла операцию на мозге. Родные отрицали все это, утверждая, что она была абсолютно здорова.

Сотни людей пришли на похороны девушки в ее родном городе Секкезе. Акции протеста прошли в административном центре Иранского Курдистана городе Сенендедже. По данным иранских правозащитников, в результате столкновений с силами безопасности пострадали более 30 человек. Акцию протеста провели также студенты Тегеранского университета.

Протесты, начавшиеся после смерти Махсы Амини в сентябре 2022 года, к весне 2023 года пошли на спад

Фото: Middle East Images / AP

Затем протесты и беспорядки охватили большую часть провинций Ирана. Один из лозунгов демонстрантов звучал так: «Женщина, жизнь, свобода».

В октябре 2022 года журналистка Назила Маруфян опубликовала на сайте Mostaghel Online интервью с отцом погибшей девушки Амджадом Амини. Сказанное им противоречило официальной версии гибели его дочери. После этого Маруфян стала подвергаться преследованиям со стороны властей. Ее четырежды арестовывали, в том числе за фотографию без хиджаба после очередного выхода на свободу. В январе 2023 года она была приговорена к двум годам тюрьмы с отсрочкой наказания на пять лет по обвинению в антигосударственной пропаганде и распространении ложной информации. Последний раз ее арестовали 30 августа 2023 года. В заключении ее избивали и подвергали сексуальному насилию. Еще две журналистки, также писавшие о деле Амини, были привлечены к судебной ответственности — Нилуфар Хамеди из газеты «Шарг» за репортаж из больницы и Элахе Мохаммади из газеты «Хам Михан» за репортаж с похорон. Они были приговорены соответственно к семи и шести годам лишения свободы по обвинению в сотрудничестве с Соединенными Штатами, заговоре, направленном против безопасности государства, и антигосударственной пропаганде.

На волне протестов в декабре 2022 года патрули шариатской полиции исчезли с улиц иранских городов. 3 декабря генеральный прокурор Ирана Мохаммад Джафар Монтазери неожиданно заявил, что Назидательный патруль «не имеет ничего общего с судебной властью и был закрыт в том месте, где он был создан в прошлом». Многие восприняли его слова как объявление о роспуске полиции нравов. Как впоследствии выяснилось — ошибочно.

Акции протеста пошли на спад к весне 2023 года. Официальные данные о числе погибших МВД Ирана в последний раз опубликовало в начале декабря 2022 года — около 200 человек, в том числе «десятки» сотрудников сил правопорядка, ставших жертвами «террористов». По оценкам зарубежных правозащитных организаций, погибло более 500 участников протестов, в том числе не менее 70 несовершеннолетних. Десятки тысяч участников протестов были арестованы, большинство из них — 22 тыс. человек — были помилованы верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи в марте 2023 года — в рамках амнистии в честь годовщины Исламской революции.

В апреле 2023 года в иранских СМИ было опубликовано сообщение о том, что в общественных местах будут установлены камеры наблюдения, с помощью которых будет контролироваться соблюдение закона об обязательном ношении хиджаба. Нарушительницам будут присылать СМС с предупреждением о возможных последствиях. 16 июля на улицах вновь появились пешие и автомобильные патрули полиции нравов.

Весной-летом 2023 года на улицах иранских городов часто можно было увидеть женщин без хиджаба. Очередное закручивание гаек началось с бизнеса. Только в один из дней за 24 часа по всей стране было закрыто более 137 магазинов и 18 ресторанов — за то, что или персонал, или посетительницы нарушали исламский дресс-код

Фото: Vahid Salemi / AP

16 сентября 2023 года в годовщину гибели Махсы Амини в Тегеране, Мешхеде, Ахвазе, Лахиджане, Араке, Сенендедже прошли акции протеста. Демонстранты скандировали популярный во время протестов 2022 года лозунг «Женщина, жизнь, свобода», выкрикивали угрозы в адрес аятоллы Хаменеи. Отец погибшей девушки был на время задержан. По версии властей — чтобы предотвратить покушение на его жизнь, которые готовили некие «террористы». Глава полиции провинции Западный Азербайджан сообщал об аресте 137 человек за нарушение общественного порядка. Также сообщалось о задержании некоего человека с двойным гражданством, готовившего беспорядки и диверсии.

Буквально несколько дней спустя, 20 сентября, парламент Ирана одобрил проект нового закона «О защите семьи путем пропаганды культуры целомудрия и ношения хиджаба» (сокращенно — «Закон о культуре целомудрия и хиджабе»). За него проголосовали 152 депутата, против — 34, воздержались 7. Законом предусматривается более строгая, чем сейчас, гендерная сегрегация в университетах, государственных учреждениях, парках, на пляжах, в учреждениях здравоохранения. Закон предусматривает сложную систему наказаний для физических и юридических лиц за пропаганду или одобрение обнажения или непристойной одежды, импорт, производство и продажу запрещенной одежды. Так, максимальный размер штрафа за «частичное раскрытие тела» может достигать 60 млн риалов (около $1400), за «полное раскрытие» — 240 млн риалов (около $5600).

За соблюдением закона будет следить не только полиция, но и спецслужбы, которым будут предоставлены широчайшие полномочия.

Деловые структуры будут нести ответственность за то, чтобы исламский дресс-код соблюдали как сотрудники, так и клиенты. Нарушителям могут грозить штрафы, конфискация прибылей, запрет на зарубежные поездки, запрет на активность в интернете. Автомобилистам кроме штрафа может грозить конфискация транспортного средства. Для знаменитостей и общественных деятелей, нарушающих закон, предусмотрены штрафы в увеличенном размере, запрет на профессиональную деятельность сроком до пяти лет, запрет на зарубежные поездки и онлайн-активность.

По оценке одного из западных дипломатов, работающих в Иране, до 20% иранских женщин нарушают закон об обязательном ношении хиджаба

Фото: Vahid Salemi / AP

Женщинам, отказывающимся носить хиджаб или утверждающим, что женщины могут одеваться так, как им нравится, грозит до десяти лет лишения свободы. Порка плетьми сохраняется как одна из мер наказания.

Пресс-секретарь верховного комиссара ООН по правам человека Равина Шамдасани выразила глубокую озабоченность в связи с этим законом и призвала иранские власти отказаться от его принятия. «С женщинами и девушками нельзя обращаться как с людьми второго сорта»,— заявила госпожа Шамдасани. Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк назвал закон «драконовским» и «противоречащим международному праву».

Для вступления в силу «Закон о культуре целомудрия и хиджабе» должен быть утвержден Советом стражей конституции. В октябре Совет стражей конституции вернул проект закона на доработку. В декабре парламент представил его новую версию. Сейчас законопроект ожидает окончательного утверждения Советом стражей конституции, после чего он примет силу закона.

Алексей Алексеев

Вся лента