«Сложно будет доказать, что ты хороший и русский»

Дмитрий Дризе — о новых антироссийских мерах Запада

Совет ЕС признал обход санкций уголовным преступлением. Решение принято единогласно. Теперь Еврокомиссии предстоит определить список как самих нарушений, так и степень ответственности за них. Важный момент — возможность конфискации арестованных и замороженных российских активов. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает все эти меры крайне чувствительными для отечественной экономики и бизнеса.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Все началось с Америки. США, как известно, включили борьбу с обходом санкций в свою национальную стратегию безопасности. Смысл в том, чтобы выявлять подставные фирмы и физических лиц, которые способствуют обходу ограничений, а также позволяют российским олигархам и приравненным к ним категориям, пользуясь преимуществом демократического законодательства, скрывать свои настоящие имена, короче говоря, жить припеваючи, несмотря ни на что.

Уже не раз говорилось, что санкции элементарно обходятся и, более того, образовался целый слой предпринимателей, которые на этом всячески наживаются. Какое-то время действительно казалось, что на все это чиновники смотрят сквозь пальцы. Но нет. Бывшие партнеры решили заняться этой проблемой всерьез.

Американский Минфин даже объявил о бонусе в $5 млн тому, кто поможет раскрыть данные о российских активах и их владельцах. И вот теперь и ЕС готов принять соответствующие решения. Законодательная база готовится. То есть если раньше все это действовало на уровне отдельных стран, теперь норма станет обязательной к исполнению на всей территории Евросоюза.

Этот же пакет включает в себя не только уголовную ответственность за сокрытие активов, но и аресты российской собственности с последующей ее реализацией. А то сейчас все подобное имущество стоит без движения, его нужно обслуживать, платить за охрану и так далее.

Есть и первые задержанные, например, сын губернатора Красноярского края Артем Усс находится под домашним арестом в Италии, ожидая экстрадиции в США. Он обвиняется в создании инфраструктуры по контрабанде венесуэльской и российской нефти. Кажется, дело это отнюдь не последнее.

Что все это значит? Тем, кто захочет помочь наладить параллельный импорт так называемых подсанкционных товаров в Россию, грозит уголовная статья. Не трудно предположить, что цена за подобные услуги после принятия указанных мер существенно возрастет.

К тому же есть серьезные люди, которые дорожат репутацией и вряд ли рискнут иметь дело с Российской Федерацией. Но зато разные теневые дельцы, криминал и прочие — они, безусловно, помогут, естественно, не бесплатно.

Впрочем, Запад в меру циничен: если ему кто-то или что-то понадобится и будет соответствовать его интересам, тогда никого преследовать, конечно же, не будут. Кроме того, любое по-настоящему честное расследование подозрительных сделок много всего интересного может выявить с точки зрения коррупции в странах западного мира, причем на весьма высоком уровне. В этой связи потенциальные арестованные и задержанные станут бесценным источником информации.

Но, как бы то ни было, меры по изоляции России уже выглядят бессрочными и бесконечными. Они постоянно совершенствуются, целые экспертные группы над этим работают. И главное: сложно будет доказать, что ты хороший и честный русский — ты будешь плохим по определению. Вот такая реальность.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента