Багажу приделали ноги

Как обезопасить себя от краж в аэропортах

Три резонансных случая кражи за две недели зафиксировали в московских аэропортах. Сначала в Шереметьево бортпроводница вытащила $6 тыс. из потерянного кошелька. Затем там же грузчик украл у пассажиров 21 млн руб. И, наконец, в Домодедово уборщица похитила чехол с одеждой. Ущерб оценили в 30 тыс. руб. По словам собеседников “Ъ FM”, подобные хищения зачастую происходят по отлаженной схеме, в которой участвует несколько сотрудников аэропорта. С подробностями — Владислав Викторов.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

В небольшом помещении аэропорта Шереметьево перед сотрудниками службы безопасности и полицейскими стоит грузчик и быстро вытаскивает из-под оранжевой футболки пачки пятитысячных купюр — всего 21 млн руб. Деньги он решил забрать у двух пассажиров рейса Москва—Бишкек. Причем, скорее всего, действовал по наводке кого-то из службы досмотра багажа.

Грузчика почти сразу вычислили. Помогли регистрирующие системы, поясняет бывший старший оперуполномоченный отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы, майор полиции Владимир Миняев, который долгое время расследовал кражи во Внуково: «Там много различных регистрирующих систем. Естественно, всегда проверяют камеры, поскольку они есть в основном во всех зонах комплектования багажа, и можно посмотреть, как ведут себя грузчики.

Компании, на которые они работают, сотрудникам многое запрещают. Например, им нельзя облокачиваться на какие-то транспортировочные телеги, где находится багаж. Если ты это делаешь, то уже вызываешь подозрения. Есть и скрытые зоны, которые видеокамера не просматривает — там грузчики и совершают кражи».

Сам Владимир Миняев раскрыл более 50 таких хищений. По его словам, пять лет назад они случались почти ежедневно. По словам майора, схема, которая позволяет грузчикам-грабителям выносить ценности с территории аэропорта, состоит из нескольких этапов: «При посадке зарубежного борта присутствуют сотрудники погранслужбы, таможни — краденые вещи могли проходить через них, то есть они выносили их из аэропорта. Бывает, что делают это и сами грузчики, но, естественно, не в тот же день. Они сначала прячут ценности на территории воздушной гавани, а потом, когда все утихает, достают и выносят».

Иногда кражи совершают стюарды и уборщики. Они думают, что оставленную куртку уже никто не захочет искать. При этом, чтобы стать сотрудником аэропорта, нужно пройти специальный отбор. Например, вора-рецидивиста на работу не возьмут, как и соискателей с любой другой судимостью. И этим проверки не ограничиваются, рассказал генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:

«Аэропорт — это все-таки режимная зона, люди проходят отбор, подготовку. Сотрудник должен как минимум отучиться две недели, чтобы знать, куда ходить, куда не ходить, что делать, как именно. Также проверяют, где он до этого работал, есть ли у него какие-то нарушения. Поэтому запустить внутрь и в зону — это колоссальная ответственность».

При этом замки для блокировки молнии защиту от кражи в аэропорту не гарантируют. Снять их гораздо проще, чем кажется многим пассажирам, отмечают собеседники “Ъ FM”. При этом молния может легко разойтись, и потенциальному грабителю даже не придется ничего вскрывать. Но что делать пассажиру, если вещи все-таки украли? Адвокат, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин считает, что варианта всего два:

«С одной стороны, вы можете обратиться к ответственным лицам, чтобы вам добровольно компенсировали ущерб.

Если этот вопрос не решается, лучше по горячим следам обратиться в полицию, которая как минимум зафиксирует факт обращения, проведет проверку, опросит лиц. В дальнейшем вы уже можете предъявлять претензии либо перевозчику, либо лицу, ответственному за кражу. Согласно международным конвенциям, у нас есть международный рейс, есть некие килограммы пропавшего груза, за которые перевозчик обязан заплатить. Что касается кражи десятков миллионов, то за это должен отвечать сам виновник».

Впрочем, часто до полиции информация о краже не доходит. Ведь особо ценные вещи и крупные суммы пассажиры иногда предпочитают не декларировать. А если документа нет, значит, никто ничего не крал.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Станислав Корягин

Вся лента