Хоть горшком назови

Какие отечественные автомобильные имена следует возродить

Какими будут автомобили возрождаемого бренда «Москвич», кажется, пока не знают даже те, кто такую реинкарнацию придумал. Доподлинно известно только то, что изначально они будут иметь китайские корни. Ничего худого в этом, конечно же, нет. Во-первых, и первый «Москвич», простите за тавтологию, срисовали с немецкого Opel Kadett. Во-вторых, Москва – многонациональный мегаполис, где были не только Немецкая слобода, но и Китай-город. В-третьих… Впрочем, мы сейчас хотим поговорить о другом. А именно – вспомнить, какие еще забытые автомобильные имена могли бы пригодиться нам в деле созидания своего собственного, импортозамещенного автомобильного хозяйства.

Астеро

Это имя мало кто сейчас вспомнит. Впервые представленный на Московском автосалоне в 1997 году автомобиль был изготовлен в количестве около тридцати экземпляров. Выпуск этой машины был налажен на 57-м экспериментальном заводе в Санкт-Петербурге, а также на предприятии «АГ Автоком» в Бурятии. До конца неясно, что повлияло на выбор имени. Похоже на то, что оно было образовано от слова «астероид». Действительно, благодаря панелям из стеклопластика и футуристичному дизайну, за который отвечал Геннадий Хаинов, один из самых известных самодеятельных автомобильных конструкторов СССР. Автомобиль напоминал какой-то внеземной объект. Выпущенный приблизительно в те же годы Isuzu Vehicross смотрелся бы рядом более чем традиционно. Правда, конструктивно все было довольно просто. В основу лег классический УАЗ-31514, в просторечии известный как «Козел». Возможно, причиной провала проекта и оказалось то, что из-за художественной разноголосицы у потенциального клиента не получилось отделить агнцов от козлищ. Во всяком случае, имя получилось довольно запоминающимся и могло бы быть использовано в будущем без привязки к неудачливому внедорожнику.

Волга

История нашего знаменитого бренда началась в 1956 году с появлением модели ГАЗ-21. Стильный дизайн и логотипы были разработаны художником-конструктором Львом Еремеевым. Не без оглядки на американский опыт, в частности – компании Ford. За свою относительно долгую историю марка выпустила совсем немного моделей, но в итоге вернулась к своим американским корням. Последней моделью, выпускавшейся под легендарным именем, оказалась Volga Siber. И если название «Волга» вызывает прямые ассоциации с великой русской рекой, то «Siber» читается не так однозначно. На ум приходят параллели не только с Сибирью, но и с американской моделью Sebring от компании Chrysler, легшей в основу последнего поколения «Волг». Вопрос о возрождении бренда поднимался не раз. В частности, обсуждалась идея выпускать под ним коммерческие автомобили Группы ГАЗ. Пару лет назад в интернете появились рендеры якобы возрожденной «Волги», которую планировалось строить на платформе Skoda Octavia. Но это оказалось «газетной уткой» или фейком, как принято говорить сегодня. Хотя задумка неплохая.

Гренадер

Пикап с таким именем был представлен в 1997 году. Разработали его совместными усилиями НАМИ и тогда еще здравствовавший завод АЗЛК. Что примечательно, внедорожник представлял собой «сборную солянку» из различных отечественных комплектующих. В основе всего был УАЗ-31512. Что же касается силовой установки, то это был 105-сильный агрегат Горьковского автозавода. Кабина и компоновка салона были позаимствованы у довольно редкого «Москвича-2335», выполненного в стиле австралийских «Ютов». «Гренадер», несмотря на боевое название, не вызвал большого интереса у публики, а потому так и остался в единственном экземпляре. А зря. Могла бы получиться неплохая альтернатива таким зарубежным бестселлерам, как Mitsubishi L200 и Toyota Hilux. Но, возможно, все еще впереди. И пусть нас не смущает факт существования внедорожника с именем Ineos Grenadier. В конце концов там тоже не все так однозначно с авторским правом. Машина, которую задумал Джим Рэдклифф, недвусмысленно напоминает Land Rover Defender предыдущего поколения.

Дукс

В начале XX века акционерное общество «Дукс» зарекомендовало себя тем, что выпускало замечательные паровые машины, автомобили, а потом еще и аэропланы. Причем современники отмечали высокое качество всей вышеупомянутой продукции. Авиационная специализация осталась у предприятия и после национализации, простите за каламбур. Переименованный в Государственный авиационный завод № 1, он в годы Великой Отечественной выпускал самолеты МиГ. К слову, в 1993 году заводу было возвращено историческое название – «Дукс». Что касается этимологии названия, то здесь нет однозначного ответа, есть лишь догадка. Возможно, секрет кроется в имени основателя акционерного общества – Юлия Александровича Меллера. Дело в том, что на латинском языке Dux – это одно из высших воинских званий римской армии. А с именем Юлий тяжело не поддаться соблазну и не возомнить себя Цезарем. Правда, в наше время, когда в Госдуму внесен законопроект о запрете вывесок на иностранных языках, возрождать марку имеет смысл именно как «Дукс». На этот счет, кстати, стоит задуматься и УАЗу, который пишет на своих машинах «Patriot». Будто это не русский внедорожник, а американский зенитно-ракетный комплекс.

Ё-мобиль

Пожалуй, «Ё-мобиль» следует считать одним из самых громких и в то же время скандальных проектов последнего времени. Детище бизнесмена Михаила Прохорова было представлено как создание семейства компактных гибридных автомобилей, которые не только должны были стать последним словом техники, но и на 90 процентов состоять из отечественных комплектующих. О том, почему проект сдулся, говорить не будем, поговорим о его имени, которое не забылось и в принципе могло бы пригодиться. Одна из версий его этимологии такова. Якобы название «Ё-мобиль» впервые пришло в голову белорусскому дизайнеру Владимиру Цеслеру. В одном из интервью он отвечал, что буква «Ё» максимально отвечает концепции проекта. Во-первых, это абсолютно русская буква, на которую падает ударение. Во-вторых, это новое название, не имеющее аналогов в мире. И в-третьих, краткость. Помимо этого, автор упоминал положительную коннотацию среди молодежи. Но мы-то, корифеи русского языка, все еще помним, в каких ситуациях принято употреблять эту замечательную во всех отношениях букву. Впрочем, если проект взять и довести до ума, то восприятие буквы «Ё» будет немного более оптимистичным.

Жигули

Пересказывать историю автозавода в Тольятти и его знаменитого на весь Союз бренда мы не будем, ограничившись лишь несколькими фактами, касающимися собственно названия. Когда имя «советского фиата» еще не было известно, журнал «За рулем» предложил своим читателям его придумать. Всего в редакцию было прислано 54 838 писем с 1812 вариантами, среди которых были, например: «Аврора», «Аргамак», «Атаман», «Весна», «Гвоздика», «Директивец», «Искра», «Катюша», «Лада», «Луч», «Мадонна», «Мемориал», «Мечта», «Новорожец», «Олимпия», «Руслан», «Сокол», «Фиалка». К слову, имя «Лада» тогда набрало полторы тысячи голосов. Но на самом деле конкурс был фикцией – по свидетельствам ветеранов Волжского автомобильного завода, имя «Жигули» предложил конструктор А.М. Черный, а директор завода В.Н. Поляков утвердил его еще в начале 1967 года. Тогда же его отправили в Италию для разработки декоративной надписи на заднюю панель кузова. Автомобили с таким именем не выпускаются уже давно, прижилось экспортное название Lada – принято считать, что «Жигули» не пошли бы на Западе потому, что слишком похоже на «жиголо». Но сейчас, когда российские автомобили поставляются за границу не так обильно, как во времена СССР, а многие иностранные заграничные пивные бренды покинули отечественный рынок, оставив нас с нашим «Жигулевским», имя «Жигули» было бы в России безусловно востребованным брендом.

Звезда

Трудно представить, но когда-то советские инженеры занимались такими возвышенными вопросами, как рекорды скорости. В 1946 году конструктор А.И. Пельтцер в кратчайшие сроки спроектировал и построил гоночный болид, предназначенный для максимально быстрого преодоления прямого расстояния. Болид, больше напоминающий инопланетный летательный аппарат, комплектовался двухтактным мотоциклетным мотором мощностью 30 л.с., что по тем временам было не так уж и мало. В результате «Звезда-1», а именно так назвали аппарат, смогла разогнаться до 148 км/ч на дистанции в километр, что оказалось на пару километров в час быстрее предыдущего рекорда в классе, установленного итальянским гонщиком в 1939 году. Как нетрудно догадаться, «Звездой-1» автомобиль был назван из патриотических побуждений. А для большей убедительности на носу болида была нарисована красная пятиконечная звезда. Да, единичка на конце тоже приписана не случайно. «Звезда» пережила шесть различных вариаций, с каждым разом увеличивая скоростные достижения.

С таким славным именем не грех замахнуться и на новые достижения. Правда, утереть нос американцам на соляных просторах Бонневиля в ближайшее время, скорее всего, не получится. Но можно ставить рекорды в окрестностях Баскунчака.

КИМ

Автомобиль «КИМ-10-50» построили в количестве чуть меньше четырех сотен экземпляров. Больше не получилось – помешала начавшаяся Великая Отечественная война. После окончания которой на заводе не стали возвращаться к выпуску конструкции, основанной на агрегатах Ford, а стали копировать трофейный Opel Kadett. Да и название у московского завода поменялось. КИМ – это Коммунистический Интернационал Молодежи, международная организация, секция Коминтерна, просуществовавшая до 1943 года. Но сегодня КИМ, а точнее «Ким», мог бы нам пригодиться в новом прочтении. Не только как память о первом советском «народном» автомобиле, но и как дань уважения к династии руководителей КНДР, одной из стран, не примкнувших к списку «недружественных» по отношению к России.

Кубань

Советская автобусная промышленность редко удивляла граждан роскошными образцами типа «Юности». В среднем отечественный общественный транспорт социалистической эпохи отличался простотой и неприхотливостью. Но были и такие экземпляры, в которых простота и неприхотливость прямо-таки не знали границ. Один из них – автобус «Кубань» в модификации Г1А1, массово выпускавшийся Краснодарским механическим заводом Министерства культуры СССР начиная с 1975 года и до самого развала Союза. В качестве основы при строительстве «Кубани» использовалось шасси газовских грузовиков. А вот дизайн, если его можно так назвать, отличался самобытностью. Под стать внешности был и уровень комфорта. И это, пожалуй, тот самый случай, когда название полностью соответствует содержанию. Краснодарский край славится своими сельскими угодьями, а автобус «Кубань» лучше всего подходил для доставки селян на посевную. Безусловно, в будущем простой и непритязательный транспорт стране тоже пригодится. А имя ему – вот оно, уже готово.

Ленинград

Как ни странно, в Советском Союзе было как минимум два автомобильных проекта под именем «Ленинград». В начале тридцатых годов на заводе «Красный Путиловец» было изготовлено шесть автомобилей «Ленинград-1», которые сразу же окрестили «русскими Бьюиками». Другой «Ленинград» представляет собой уникальный самодельный кабриолет 1956 года, создание которого приписывают жителю города на Неве А. Бабичу. Автомобиль сегодня отреставрирован и принадлежит жителю одного из прибалтийских государств. Возродить это имя в качестве автомобиля стоит еще и потому, что в последние годы оно больше ассоциируется с песнями, тексты которых используют обсценную лексику.

Маруся

Точнее, Marussia. Громкий проект Николая Фоменко по выпуску исконно русского спорткара, запущенный в 2007 году, сперва подавал большие надежды. Здесь было все: громкие PR-акции, рекламные проекты, шоурумы, участие в Формуле 1 и миллионные кредиты. А потому неожиданное банкротство компании в 2014 году многих повергло в недоумение. К счастью, имя «Маруся» уже успело закрепиться в гоночной среде. А потому есть все шансы на успешное использование этого названия в будущем. Главное, не под лозунгом «можем повторить».

Мишка

Длинная история о том, как «Мишка» или ТМ-1131 не пошел в народ, тянулась аж с 1997 по 2012 год. Изначально проект, начинавшийся как частная инициатива специалистов Автосельхозмаш-холдинга, выглядел многообещающе. В конце девяностых явно ощущалась востребованность в компактном и недорогом автомобиле, способном составить конкуренцию дефицитной «Оке». За все то время, пока «Мишка» маячил в медийном пространстве, сменилось несколько учредителей и производственных площадок, но автомобиль оставался прежним. К 2012 году стало понятно, что перспективная некогда малолитражка безнадежно устарела. И даже крайне привлекательная стартовая цена не способна исправить ситуацию. Как ни печально, но в настоящее время у нас нет ни «Мишки», ни его ближайшего конкурента – «Оки», снятой с производства в 2008 году. Тем не менее в условиях сложной экономической ситуации подобные автомобили жизненно необходимы. Вот только маркетологам придется приложить усилия: чтобы «Мишка» ассоциировался не с косолапостью, а, например, с Олимпиадой-80.

Победа

ГАЗ М-20 «Победа» – один из самых харизматичных автомобилей за всю историю отечественного автопрома. Машина с красивым обтекаемым кузовом в различных вариациях выпускалась серийно с 1946 по 1958 год.

Существует крайне популярная легенда о том, что изначально М-20 планировали назвать «Родиной», но после резонного вопроса товарища Сталина – «Почем „Родину" будете продавать?» – автомобиль спешно переименовали. Пожалуй, единственное, что ставит под вопрос возрождение «Победы» не в качестве модели, а в качестве марки легкового автомобиля, – это наличие авиакомпании с тем же именем.

Пузырев

Иван Петрович Пузырев был не только фабрикантом и энтузиастом автомобилизма, но и патриотом. Одна из идей, которые он вынашивал, – создание отечественного автомобиля, идеально подходящего для российских условий и построенного без использования заграничных комплектующих. И эта задумка отчасти удалась. К примеру, модель «Пузырев 28/40НР» отличалась усиленными рессорами, клиренсом в 320 мм, а также целым рядом отечественных технических новшеств, в их числе усовершенствованная коробка передач, в которой шестерни вращаются в постоянном зацеплении, а переключение осуществляется кулачковыми муфтами. Но, к сожалению, наладить полноценное серийное производство так и не удалось. Предприятие «Русский автомобильный завод И.П. Пузырева», расположенное в Головинском переулке на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, столкнулось с финансовыми трудностями и в итоге в прямом смысле слова – сгорело. Случившийся в январе 1914 года пожар уничтожил цеха и восемь готовых автомобилей. Сам же Иван Петрович умер в конце того же года. Завод был частично восстановлен, во время революции национализирован, а во время Великой Отечественной войны эвакуирован в Ульяновск, где потом влился в Ульяновский автомобильный завод. Имя русское, звучное – все мы знаем, что именно в обиходе у нас называют «пузырями». Автомобили «Пузырев» – или даже «Пузыревъ» – могли бы вновь стать отечественным автомобильным брендом.

Руссо-Балт

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), по сути, первое крупное отечественное предприятие наладившее серийное производство автомобилей. В 1909 году появился первый самоходный экипаж под брендом «Руссо-Балт» (Russo-Baltique) C24-30. Взяв за основу автомобили бельгийской фирмы Fondu, российский завод наладил выпуск продукции с минимальным использованием привозных комплектующих. В 1910 году РБВЗ выкупил Экипажную фабрику Фрезе и Ко – того самого Фрезе, что в 1896 году совместно с Е.А. Яковлевым представил первый серийный отечественный автомобиль, – и успешно выпускал различные модели вплоть до 1915 года. После завод был эвакуирован из Риги в Подмосковье и переименован в Бронеавтомобильный завод №1. Первый советский автомобиль представлял собой модернизированный «Руссо-Балт» С24/40. За последние десятилетия и «Руссо-Балт», и «Фрезе» пытались возродить не единожды. Самыми заметными были попытки российского дизайн-ателье А-level и латвийской компании Dartz.

Чайка

ГАЗ-13 и ГАЗ-14, известные под именем «Чайка», пожалуй, являются одними из самых известных автомобилей представительского класса, когда-либо производившихся у нас в стране. Выразительный дизайн, навеянный лучшими образцами американского автопрома, обилие хромированных деталей, роскошный салон и характерная «чайка» на капоте. Именно она и дала устоявшееся прозвище любимому транспорту высших дипломатов и генеральных секретарей. Недаром в сознании любого советского человека слово «чайка» вызывает устойчивую ассоциацию с этим массивным лимузином, символизирующим мощь государственного аппарата. После распада СССР «Чайки» и «ЗИЛы» были быстро вытеснены «Мерседесами». Лишь к 2010 году представители Горьковского автозавода опомнились и вернули себе право на название «Чайка». Поговаривали даже о перезапуске производства. Но вместо этого мы увидели проект «Кортеж».

Юность

В начале шестидесятых годов на заводе ЗИЛ группой энтузиастов во главе с Эриком Сабо и Александром Ольшанецким был создан уникальный люксовый микроавтобус под названием ЗИЛ-118 «Юность», которым планировалось оснастить буквально полстраны, включая службы скорой медицинской помощи и маршрутный транспорт, но в итоге «Юность» удалось выпускать лишь малыми сериями. Необычность этого однообъемного автобуса заключалась не только в ярком дизайне, но и в том, что он был построен на базе правительственного лимузина ЗИЛ-111. Длительную историю этого удивительного транспорта, начавшуюся с триумфального успеха и личного одобрения Хрущева, постигла череда неудач, и закончилась она бесславно в начале девяностых. Вряд ли можно винить в этом типовое социалистическое название, которым в советское время именовали все подряд, начиная от кинотеатров и домов культуры и заканчивая гостиницами. Но в наши дни советская коннотация многими будет воспринята скорее как плюс, нежели как минус.

Иван Картамцев

Вся лента