Аудит по отечественным стандартам

Сети «большой четверки» разрывают отношения с российскими партнерскими компаниями

«Большая четверка» аудиторов — PwC, KPMG, EY, Deloitte — уходит из России. Компании, входящие в эти сети и зарегистрированные в России, остаются работать, но без связи с глобальными партнерскими структурами и, вероятно, под другими названиями. В российских компаниях рассчитывают сохранить бизнес благодаря высокой квалификации сотрудников.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Сегодня глобальные аудиторские организации EY и Deloitte объявили о выходе российских компаний из их сетей. Накануне с подобным заявлением выступили другие компании «большой четверки» — KPMG и PricewaterhouseCoopers (PwC). Российские компании, до сих пор входившие в глобальные сети «большой четверки» и работавшие под аналогичными брендами, являются по отношению к ним не дочерними структурами, а партнерами, поэтому речь идет не о закрытии бизнеса, а о разрыве международных связей.

Управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев отметил, что клиентов уже начали «информировать об изменениях» и «многие выразили готовность продолжить с нами сотрудничество».

По его словам, стоит задача «сохранить высококвалифицированный персонал и экспертизу», которая нарабатывалась в России 30 лет. По оценке источника «Ъ», знакомого с ситуацией, переходный период может занять до года. В KPMG, PwC и Deloitte на запрос «Ъ» не ответили. По словам участников рынка, по заключенным контрактам аудиторские компании «большой четверки» смогут работать без затруднений.

По данным «РАЭКС-Аналитика» (до 2015 года входило в рейтинговое агентство «Эксперт РА»), по итогам 2020 года российские компании сетей «большой четверки» занимали первые четыре места по выручке на российском рынке аудиторских и консалтинговых услуг: КПМГ (11,52 млрд руб., в том числе аудиторских услуг — 4,61 млрд руб.), «Эрнст энд Янг» (7,08 млрд руб.), «Делойт и Туш СНГ» (6,18 млрд руб., в том числе аудиторских услуг — 2,95 млрд руб.), «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (5,58 млрд руб., в том числе аудиторских услуг — 4,2 млрд руб.).

Крупнейшие клиенты российских аудиторских компаний международных сетей:

  • КПМГ: ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», «Транснефть», «Северсталь», ПИК, «Акрон»;
  • «Эрнст энд Янг»: Банк России, РЖД, «Роснефть», ВТБ, «Русал», ФСК ЕЭС, «Магнит»;
  • «Делойт и Туш СНГ»: «Полюс», МТС, АФК «Система»;
  • «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»: Сбербанк, «СИБУР Холдинг», НОВАТЭК, «Ямал СПГ», ММК, НЛМК, «Русгидро», «Фосагро», АЛРОСА, «Аэрофлот».

Согласно данным КПМГ, в 20 офисах компании в странах СНГ работают более 5,5 тыс. специалистов;

В «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» работает более 3 тыс. сотрудников, из них в московском офисе — более 2 тыс.;

В «Делойт и Туш СНГ» работают более 2,2 тыс. специалистов;

В EY в России работает 4,7 тыс. сотрудников.

По словам источника «Ъ» на аудиторском рынке, международные сети, которые работают с российскими компаниями, сталкиваются с повышенным вниманием со стороны зарубежных регуляторов, поэтому наиболее простым решением для международной сети было прекращение работы в России. По словам специалиста по санкционному праву адвоката ЕМПП Мергена Дораева, выход из международной сети может привести российские компании к потере бренда, доступа к общим информационным ресурсам, а российские партнеры, вполне вероятно, не смогут вернуть партнерские взносы в тех случаях, где выход произошел по инициативе международной сети.

На фоне сокращения и изоляции российского фондового рынка потребность в аудиторской отчетности от мировых брендов снижается, но требования к отчетности по МСФО для нахождения акций в высших котировальных списках Московской биржи сохраняются.

Гендиректор компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов считает, что заключения «большой четверки» станут менее востребованными, так как российские компании уже будут взаимодействовать с иностранными инвесторами на прежнем уровне и «могут предпочесть более дешевых аудиторов, чтобы не переплачивать за международный бренд».

В ЦБ на вопрос «Ъ» о планах в отношении требований по составлению обязательной отчетности по МСФО не ответили.

По словам гендиректора аудиторской компании PKF «ФБК Поволжье» Сергея Никифорова, бывшей «четверке», возможно, придется скорректировать свою ценовую политику, и в ближайшее время на рынке можно будет увидеть «большую российскую шестерку», включая ФБК и «Юникон», и определенное перераспределение клиентской базы между ними.

Юлия Пославская, Ольга Шерункова

Вся лента