Госдума просит оценки

Думские комитеты оценят по выполнению плана

Большинство думских комитетов не выполняют программу законопроектной работы, которую сами же и формируют в начале сессии, выяснил “Ъ”. Между тем следование этому плану может стать одним из критериев оценки эффективности их работы, которые еще на открытии сессии поручил разработать спикер Думы Вячеслав Володин. В комитетах признают, что до рассмотрения доходят далеко не все инициативы, зависит это не столько от комитета, сколько от воли совета Думы и других сторонних факторов.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин (слева) и первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников в 2018 году

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Госдума планирует в марте обсудить предложения депутатов по введению KPI для комитетов, сообщил “Ъ” собеседник, близкий к руководству Думы. Разработать такие ключевые показатели эффективности председатель Думы Вячеслав Володин поручил своему первому заместителю Ивану Мельникову (КПРФ) еще 18 января, на открытии весенней сессии. По словам источника, большинство комитетов уже направили ему свои предложения, но пока они не обсуждались широким кругом депутатов. В марте господин Мельников представит свои идеи по KPI совету Госдумы, который определит их дальнейшую судьбу.

В список критериев может войти число проектов, которое комитет вносит для рассмотрения в примерную программу законопроектной работы на сессию, и ее выполнение (то есть принятие проекта в каком-то из чтений или отклонение).

С таким предложением выступили сразу несколько комитетов, рассказал “Ъ” собеседник в Думе, знакомый с их отзывами на идею о KPI.

В программе на прошедшую осеннюю сессию число проектов, внесенных комитетами, варьировалось от 1 (от нового комитета по молодежной политике) до 68 (от комитета по законодательству).

Согласно опубликованной на думском сайте информации о выполнении этого плана, большинству комитетов в итоге не удалось довести до рассмотрения Думой и половины проектов из программы, а в некоторых случаях и больше.

Так, у думского комитета по труду и социальной политике не было рассмотрено 25 законопроектов из 40: по большинству было принято решение о переносе, а некоторые и вовсе не обсуждались Советом Думы. Почти все они были внесены депутатами оппозиционных фракций. Например, это инициативы о мерах социальной поддержки детей, пострадавших в период Великой Отечественной войны, или об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, достигшим возраста 75 лет.

В комитете по обороне не были рассмотрены 15 из 25 инициатив (на более поздний срок перенесли, например, проект коммунистов о переименовании дня воинской славы 3 сентября в день победы над милитаристской Японией — окончание Второй мировой войны). В комитете по науке и высшему образованию не рассмотрели 9 из 13 инициатив, в комитете по охране здоровья — 29 из 34 (среди них проект правительства о дополнении национального календаря профилактических прививок), такой же результат у комитета по строительству и ЖКХ. Зато были приняты (в разных чтениях) все три проекта комитета по спорту.

Глава думского комитета по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) не считает, что его комитет «недорабатывает», ведь итоговое решение о рассмотрении законопроекта на конкретном пленарном заседании принимает совет Думы:

«У нас же большинство законопроектов идут на отклонение, и бывают случаи, когда совет их не принимает, чтобы повестку не перегружать, потому что очевидно, что до них не дойдет очередь».

По словам господина Нилова, заседания его комитета проходят каждую неделю: «Если посмотреть те законопроекты, которые мы сдали на совет Думы, в том числе рекомендованные к отклонению, будет казаться, что работает только комитет по социальной политике». Депутат напоминает, что программа законопроектной деятельности — это лишь примерный план, и «комитет рассматривает и сдает на совет Думы гораздо больше законопроектов».

Как поясняет источник в комитете по охране здоровья, нынешние задержки с рассмотрением проектов связаны с тем, что созыв только начал работу, новыми председателем и составом комитета, поздним началом сессии. По его словам, зачастую рассмотрение законопроектов откладывается из-за того, что правительство задерживает свои поправки, без которых рассмотрение некоторых инициатив невозможно. Сейчас ситуация еще сложнее из-за сокращения числа пленарных заседаний, добавляет собеседник “Ъ”.

Ведение для комитетов KPI на основе выполнения планов не решит проблему «зависания» законодательных инициатив, но может снизить их качество, считает политолог Павел Склянчук. Принятие законопроекта, по его словам, зависит от множества факторов — наличия позиции государственно-правового управления администрации президента, отзыва правительства. На все это комитеты повлиять не могут. Стремление уложиться в сроки может сыграть в ущерб замечаниям и предложениям по доработке, считает эксперт.

Мария Макутина, Ксения Веретенникова

Вся лента