Скорая с томографом

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов об оперативной помощи при инсульте

В России регистрируется один из самых высоких уровней смертности от инсульта в мире, более чем в пять раз превышающий показатели многих развитых стран. При этом от скорости диагностики и назначения лечения зависит не только то, выживет ли пациент, но и качество его жизни после перенесенного инсульта. Чтобы создать условия для более оперативного оказания помощи, автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает оборудовать специальные скорые, в которых пациентам с инсультом смогут провести необходимые процедуры еще до приезда в больницу.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Инсульты в России — вторая по распространенности причина смертности после ишемической болезни сердца. Ежегодно около полумиллиона россиян переносят инсульт. По данным Росстата, только в 2020 году инсульт унес более 135 000 жизней в стране. Уровень смертности остается одним из самых высоких в мире — 115,16 случаев на 100 тыс. населения. Этот показатель сопоставим с китайским (116,88 случаев на 100 тыс. населения), но более чем в пять раз превышает уровни смертности от инсульта в США и Германии — 22,51 и 22,16 случаев на 100 тыс. населения соответственно. В Австралии и Канаде эти показатели еще ниже — 18,83 и 14,6.

Всего, по данным Научного центра неврологии, в России проживают более 1 миллиона людей, перенесших инсульт, и только 8-10% всех случаев заканчиваются относительно легко, когда у пациента восстанавливаются основные функции в первые три недели. По оценке Национальной Ассоциации по борьбе с инсультом (НАБИ), 31% пациентов, перенесших инсульт, нуждаются в специальном уходе, 20% не могут самостоятельно ходить. Более того, специалисты центра отмечают, что до 15% случаев инсульта (около 70 000 в год) происходит в молодом возрасте: 18-45 лет.

Во время инсульта из-за разрыва сосуда или его закупорки тромбом происходит нарушение кровообращения в головном мозге и к нервным клеткам не поступает нужное количество кислорода, глюкозы и других питательных веществ, что может привести к их гибели. Нервные клетки начинают погибать уже через пять минут после инсульта, если не получают достаточного кровоснабжения. Но вокруг зоны гибели клеток формируется и пограничная область, где нервные клетки находятся на грани гибели. При отсутствии лечения эта область увеличивается и гибнет все больше клеток, что проявляется утяжелением симптомов инсульта и плохим прогнозом для жизни и последующего восстановления. Ученые подсчитали, что скорость отмирания головного мозга во время ишемического удара составляет 1,9 миллиона нейронов в минуту, и за один час без лечения мозг «стареет» на 3,6 года.

Инсульт развивается стремительно, но при этом часто не удается распознать удар сразу, поскольку первичные симптомы не ярко выражены. Поэтому медики говорят о так называемом «терапевтическом окне» — времени, когда можно растворить или удалить тромб: как правило, это время оценивается в 4,5 часа от начала инсульта. Учитывая, что каждая минута имеет значение для жизни и здоровья, многие развитые страны в последние годы стали уделять внимание именно скорости оказания медицинской помощи при инсульте.

Ключевым инструментом снижения смертности и инвалидности после инсульта является внедрение специально оборудованных машин скорой помощи. Основное лечение при доставке пациента в больницу заключается в проведении компьютерной томографии и назначении тромболитической терапии, то есть препарата, который растворяет тромбы. В специально оборудованных скорых эти процедуры можно проводить сразу в машине, не дожидаясь приезда в больницу.

Так, в конце 2017 года в Австралии была запущена первая специальная передвижная служба скорой медицинской помощи, направленная на борьбу с инсультом, работающая в радиусе 20 километров от Королевской больницы Мельбурна (в этой зоне проживает 1,7 млн человек). За первые два года работы у команды было более 2,5 тыс. вызовов, врачи скорой оказали помощь 1025 пациентам до прибытия в госпиталь. Каждый седьмой пациент, нуждающийся в тромболизисе, получил лечение в течение первых 60 минут после удара, а для каждого двенадцатого из них инсульт мог бы стать смертельным при отсутствии специализированной скорой помощи.

В Германии «инсультные» бригады скорой помощи появились еще в 2011 году. Согласно исследованию их работы в Берлине за период с февраля 2017 года по октябрь 2019 года, они были задействованы в 749 случаях инсультов (49%), остальные 794 (51%) инсульта обслужила общая неспециализированная скорая помощь. Сравнивая эффективность двух разных подходов, ученые пришли к однозначному заключению, что мобильная «инсультная» команда увеличивает выживаемость и снижает риск инвалидности. Пациенты получали тромболизис чаще (60% против 48%) и в среднем на 20 минут раньше. Смертность по прошествии трех месяцев после инсульта оказалась ниже (7% против 9%). Более того, 51% пациентов «инсультной» скорой помощи сообщили об отсутствии ощутимых для ежедневного функционирования повреждений, в то время как в другой группе таких людей оказалось 42%.

Аналогичные мобильные «инсультные» подразделения доказали свою эффективность и в США. По итогам исследования, проводимого в семи городах с 2014 по 2020 год, выяснилось, что 53% пациентов с инсультом, получивших лечение в спецмашинах скорой помощи, в итоге подтвердили полное выздоровление, в то время как этот же показатель для пациентов обычной неотложки составил 43%. При транспортировке на специальной скорой 97% пациентов получили необходимые препараты, на обычных скорых — лишь 80%. Но самое главное — трети пациентов оборудованных машин помощь была оказана в течение часа, тогда как на обычных скорых этот показатель составил всего 3%. По данным Американской ассоциации инсульта, именно получение лечения в течение часа позволяет избежать необратимых изменений в функционировании мозга.

Дмитрий Давыдов предлагает оборудовать машины скорой помощи технологиями для оказания экстренной диагностики и терапии при инсульте и в России. «Чтобы определить степень поражения клеток мозга и назначить соответствующие лечебные процедуры, нужно провести экспресс-анализы и компьютерную томографию. Сейчас это делается в госпитале после приезда скорой помощи, на что уходит драгоценное время. Введение специализированных машин скорой помощи при инсульте поможет сэкономить время и начать лечение уже по пути в больницу. Такая скорая помощь (по примеру машин в Германии и Австралии) должна включать в себя компьютерный томограф, мини-лабораторию для экспресс-анализа, оборудование для тромболизиса и возможность видеосвязи с неврологом в больнице», — считает инициатор проекта «20 идей».

Для внедрения «инсультных» автомобилей и бригад скорой помощи потребуются время и финансирование, но благодаря установленному в машине скорой помощи оборудованию и специально обученным фельдшерам, поддерживающим связь с врачом из больницы, пациенту смогут провести обследование и начать лечение, не дожидаясь госпитализации, сокращение же смертности от инсульта и снижение уровня инвалидности среди трудоспособного населения компенсирует те издержки, которые понесет государство, считает автор проекта. Впрочем, главным эффектом от предлагаемых мер станет спасение жизни и здоровья тысяч россиян, ожидает Дмитрий Давыдов и поэтому надеется, что государство обратит внимание на это предложение.

Предоставлено Дмитрием Давыдовым

Наталья Ильина

Вся лента