Мосгорсуд перенес встречу с «Мемориалом»

Предварительное заседание о ликвидации правозащитного центра состоится через две недели

Мосгорсуд в понедельник провел второе предварительное заседание по иску столичной прокуратуры, требующей ликвидации ПЦ «Мемориал» (внесен в реестр иноагентов). К рассмотрению дела по существу снова не перешли — суд сделал паузу в предварительном заседании еще на две недели. Таким образом, разбирательство продолжится только после заседания в Верховном суде (ВС), где Генеральная прокуратура требует ликвидации международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» («Международный мемориал», ассоциация правозащитных НКО; внесена в реестр иноагентов).

На втором предварительном заседании Мосгорсуда по делу о ликвидации ПЦ «Мемориал» прокуратура представила компьютерный диск и письмо — материалы, объясняющие суть претензий ведомства к правозащитникам. Представить недостающие документы юристы ПЦ просили на первом заседании Мосгорсуда 23 ноября. Они настаивали, что не понимают, какие материалы легли в основу иска о ликвидации правозащитного центра.

8 ноября 2021 года столичная прокуратура подала в Мосгорсуд иск с требованием ликвидации ПЦ «Мемориал». В этот же день Генпрокуратура потребовала от Верховного суда ликвидировать международное общество «Мемориал» (внесено в реестр иноагентов, включает в себя ПЦ «Мемориал» и целую сеть правозащитных организаций). Оба иска основываются на «системном» нарушении законодательства об иноагентах — отсутствии маркировки «иноагент» (состоит из 24 слов, должна быть использована при каждом публичном сообщении). Претензии столичной прокуратуры к ПЦ «Мемориал» шире, чем претензии коллег из Генпрокуратуры ко всей ассоциации. Как ранее сообщал «Ъ», ведомство обнаружило «признаки оправдания» экстремизма и терроризма в деятельности ПЦ. Причиной, по словам адвокатов, стал список политзаключенных, который ПЦ «Мемориал» ведет с 2008 года. В нем 420 человек, более ста внесены только в 2021 году из-за уголовного преследования за общественную или политическую деятельность.

В декабре 2020 года прокуратура Москвы провела проверку ПЦ и заказала психолого-лингвистическую экспертизу проверяемых материалов у учителя математики Наталии Крюковой и переводчика Александра Тарасова.

Эксперты и выявили в деятельности ПЦ «одобрение экстремизма и терроризма».

Диск, представленный сегодня в Мосгорсуд, содержал материалы проверки, исследованные госпожой Крюковой и господином Тарасовым.

Юрист Анастасия Гарина вела текстовую трансляцию из зала суда (предварительное заседание проходит без публики и журналистов). Она сообщила, что истцов представляли в этот раз два прокурора, один чиновник из Минюста и один — из Роскомнадзора. На стороне ответчиков, помимо госпожи Гариной, работали адвокаты Илья Новиков, Михаил Бирюков и Мария Эйсмонт, а также юристы Григорий Вайпан, Татьяна Глушкова, Наталья Морозова и Наталия Секретарева.

Судья Михаил Казаков в понедельник удивился просьбе адвоката Марии Эйсмонт «вернуть» переданное ранее ходатайство ответчика. Оказалось, его забыли промаркировать плашкой «иноагент», как того требует закон. Ходатайство вернули, и юристы проставили на нем пометку принесенной печатью.

Судья Казаков обратился к прокурорам с вопросами относительно «экстремистской» экспертизы: зачем было заказывать в декабре 2020 года такое исследование у учителя и переводчика. «Исследование назначалось на основании мониторинга сети интернет. Приказ генпрокурора обязывает нас проводить данный мониторинг для предотвращения экстремистской деятельности»,— приводит аргументы истца юрист Анастасия Гарина в текстовой трансляции заседания. Также прокурор пояснил, что «ведомство не предпринимало никаких действий» после получения результатов экспертизы: не инициировало блокировку сайта ПЦ «Мемориал» и не обращалось в суд (до ноября 2021 года). Как и на заседании ВС РФ, на предварительном заседании в Мосгорсуде Мария Эйсмонт обратила внимание, что ведомство может проводить подобные исследования и проверки только «после поступившей в органы прокуратуры информации», то есть после чьего-либо сигнала. От кого в декабре 2020 года столичная прокуратура получила такой сигнал, представители ведомства не ответили, но пояснили: «Надзор за деятельностью общественных объединений осуществляет прокурор».

Михаил Казаков указал, что изучал сайт ПЦ «Мемориал» и обнаружил там «призыв писать письма в суд». «Это может быть расценено как давление на суд, кроме того, там написана явная ложь про меня»,— сказал господин Казаков.

Адвокаты Михаил Бирюков и Илья Новиков парировали: «У граждан есть право на внепроцессуальные обращения».

Адвокаты «Мемориала» заявили еще одно ходатайство — о вызове в суд экспертов Наталии Крюковой и Александра Тарасова, проводивших прошлогоднюю экспертизу материалов сайта ПЦ. Илья Новиков сообщил суду, что «Новая газета» в ответ на адвокатский запрос подтвердила факт публикации заметки-расследования об этих людях. «Новая газета» выяснила, что Наталия Крюкова и Александр Тарасов часто выступают экспертами по заказу Минюста или МВД, суды в большинстве случаев соглашаются с результатами экспертиз. Лишь однажды суд не принял во внимание работу данных экспертов — в процессе о вымогательстве взятки у президента ООО «Росэнергомаш» Владимира Палихаты. Тогда суд выявил «отсутствие экспертных компетенций» у госпожи Крюковой. Прокуратура Москвы не возражала против ходатайства адвокатов «Мемориала», представители ведомства предложили даже представить суду дипломы экспертов и копии их трудовых книжек. Адвокаты настаивали, что хотят спросить экспертов, кто из них лингвист, а кто — психолог, а также определить объем материалов, которые были исследованы прежде, чем был сделан вывод об «одобрении экстремизма». Такого понятия, как ранее поясняли эксперты «Ъ», в законодательстве РФ не существует.

Суд счел, что дипломов и представленных документов будет достаточно, и отказал в вызове экспертов на допрос. Продолжение предварительного заседания суд назначил на 16 декабря. За два дня до этого в ВС РФ продолжится рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации всего международного общества «Мемориал».

Мария Старикова

Дороги «Мемориалов»

Чем занимаются старейшие правозащитные организации России, которые хочет закрыть Генпрокуратура

Читать далее

Вся лента