Пермский транспорт пакуют в цифровую оболочку

В городе тестируют новую систему оплаты проезда и автоматического управления

Фото: Пресс-служба ООО «Датапакс»

В Перми началось тестирование нового приложения оплаты проезда «Пермь Транспорт», разработанного компанией «Датапакс». Как рассказал начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин, с 11 сентября приложение можно использовать при проезде на автобусных маршрутах №4, 59 и 80, а также в трамваях маршрута №8. Оно доступно для скачивания в Google Play и App Store. Пассажирам уже предлагается несколько способов оплаты проезда в общественном транспорте – от наличного расчета до проведения транзакции через QR-код.

Фото: Пресс-служба ООО «Датапакс»

Смысл внедрения нового приложения – в максимальном упрощении процедуры оплаты. «Фактически оно сводится к тому, что пассажиру, чтобы оплатить проезд, по сути ничего не нужно делать: ни прикладывать карту к валидатору, ни считывать QR-код. Можно зайти в транспорт, занять свое место и уже после этого оплатить проезд», – пояснил Анатолий Путин. Для этого пассажиру необходимо запустить приложение и включить функцию Bluetooth, после чего система поймет, в транспорте какого маршрута и на какой его точке находится пользователь. Оплата происходит в один клик. После этого программа формирует электронный билет и чек, подтверждающий транзакцию и ее сумму.

Возможность оплаты через QR-код также «зашита» в приложении. Кроме того, «Пермь Транспорт» позволит пассажиру узнать прогнозируемое время прибытия автобуса или трамвая на остановку, отследить его движение по карте, что упростит построение маршрута передвижения.

Фото: Пресс-служба ООО «Датапакс»

По словам директора департамента транспорта, решение о возможном масштабировании приложения будет приниматься в следующем году по итогам анализа тестового периода. В то же время власти намерены сохранить уже существующие способы оплаты проезда. «Новшества, которые мы внедряем, не означают, что мы отказываемся от предыдущих решений. У нас сохраняется оплата за наличные, традиционные валидаторы, банковские карты, транспортные карты. Наша задача – найти индивидуальный и, главное, максимально удобный для пассажиров сервис, с помощью которого они будут совершать оплату проезда», – отметил Анатолий Путин.

Заместитель генерального директора ООО «Датапакс» Максим Исаев рассказал, что подобные технические решения уже реализуются в Твери и Казани. При этом для каждого города компания создает собственный продукт, начиная от интерфейса приложения и заканчивая его возможностями. По словам господина Исаева, Пермь является одним из лидеров как по развитию общественного транспорта, так и по его цифровизации. «Крайне важно, что Пермь активно продолжает развитие в этой сфере. Это способствует автоматизации общественного транспорта и повышению комфорта пассажиров, – уверен Максим Исаев. – Решения, которые мы сейчас внедряем, особенно актуальны в текущее, пандемийное время. Они существенно упрощают оплату проезда, повышают комфорт пассажиров и обеспечивают быструю проходимость и посадку в транспорт».

Фото: Пресс-служба ООО «Датапакс»

В рамках тестового периода на трамвае №8 будет испытана и комплексная система управления общественным транспортом, разработанная ООО «Датапакс». Ее возможности включают навигационный контроль за движением транспортных средств, модуль разработки и корректировки расписания, а также контроль за безбилетными пассажирами и учет пассажиропотока. Так, наличие определенного числа безбилетных пассажиров можно установить на основе анализа количества пассажиров в транспорте и количества транзакций по оплате проезда.

Эта информация будет доступна контролерам, для которых тоже разработано специальное приложение. Оно определяет местоположение контролера и ближайший до него транспорт, которые необходимо проверить.

Фото: Пресс-служба ООО «Датапакс»

«На основании такой системы можно устанавливать цели-KPI для контролеров, которые позволяют повысить эффективность их работы более чем на 30% и тем самым снизить долю безбилетного проезда. За счет создания постоянного присутствия контролеров в наиболее пиковых точках скопления безбилетников повышается билетная выручка», – рассказал Максим Исаев. Оборудование для тестирования системы автоматического управления и приложения компания «Датапакс» предоставила на безвозмездной основе.

Анатолий Путин добавил, что приложение и навигационная система будут тестироваться как минимум до конца текущего года. «В части IT-систем довольно высокая конкуренция на рынке. Важно понять, что необходимо нам. Мы тестируем новый продукт, чтобы понять, какой функционал нам необходим в дальнейшем, – пояснил начальник департамента транспорта города Перми. – После этого мы подготовим техническое задание для проведения конкурса на определение единого обеспечения, которое будет отвечать всем потребностям. Подрядчик будет выбран по итогам аукциона».

Вся лента