«Васильки» занесло в Москву

Белорусская сеть ресторанов выходит в Россию

Исчерпав возможности для развития на домашнем рынке, белорусская ресторанная сеть «Васильки» решила выйти в Россию. Компания запланировала масштабную экспансию и хочет открыть до 100 ресторанов, что обойдется в €100 млн. Но сеть может оказаться не готова к работе на новом рынке без местного партнера, а также не справиться с ограничениями из-за COVID-19, которых не было в Белоруссии.

Фото: Instagram.com / restoran.vasilki

Белорусская сеть ресторанов «Васильки» намерена выйти на российский рынок, рассказал “Ъ” президент ГК «Практика» (выступает консультантом по поиску помещений) Булат Шакиров. По его словам, на первом этапе будет открыто три заведения в Москве и Московской области, по результатам работы которых будет приниматься решение о развитии. В долгосрочных планах — до 100 ресторанов. Сейчас ищутся помещения площадью 330–450 кв. м, вложения в каждую точку господин Шакиров оценивает в €1 млн.

«Васильки» управляет 15 ресторанами «белорусской народной кухни» в Минске и других городах страны. Интерьер оформлен в национальном колорите. В меню — драники, вареники, соления, настойки и пр. По собственным данным, в год обслуживает более 1 млн гостей. Владелицей бизнеса в СМИ называют Алму Яунцемене, дочь литовского бизнесмена Юозаса Будрикаса. Она также владеет в Белоруссии сетью супермаркетов «Соседи», пиццериями «Темпо» и ресторанами паназиатской кухни Marumi. В «Васильках» “Ъ” не ответили.

На российском рынке общепита пока не представлены крупные сети из Белоруссии, поэтому «Васильки» может стать первым таким игроком, уточняет омбудсмен ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов.

Хотя ресторанный бизнес переживает крайне тяжелое время, для некоторых сетей оно может стать отличной возможностью, считает глава направления аренды торговых помещений CBRE Надежда Цветкова: «Закрывается много ресторанов, поэтому оператору будет легко найти помещение с имеющейся отделкой и минимизировать вложения». По ее данным, «Васильки» уже получили большое количество предложений, значит, концепция вызвала интерес среди арендодателей.

Как отмечает исполнительный директор RestCon Андрей Петраков, в Белоруссии ресторанный рынок очень ограничен и если сеть намерена расти, то в первую очередь должна выбирать Россию, где есть относительно платежеспособное население. Хотя здесь и без того много заведений с доминированием русской кухни, близкой к белорусской, которые сейчас не пользуются большим спросом, отмечает эксперт. Но замдиректора департамента стрит-ритейла Colliers Валерия Гвоздева говорит, что в Москве белорусская кухня недостаточно широко представлена по сравнению с другими, поэтому выход бренда на новый рынок оправдан и может иметь хорошие перспективы при выборе правильной стратегии и организации эффективного управления.

По словам Сергея Миронова, обычно новому игроку проще работать не одному, а в партнерстве с местным ресторатором, который знает локальные особенности рынка.

Кроме того, добавляет он, белорусские рестораторы могут быть не готовы к российским реалиям, где во время роста заболеваемости COVID-19 под ограничения в первую очередь попадают рестораны. В начале пандемии с марта 2020 года рестораны не работали более двух месяцев, летом этого года вводился запрет на посещение заведений общепита без QR-кодов на две недели, а с 28 октября по 7 ноября общепит в Москве и Подмосковье работает только навынос и на доставку. В Белоруссии же ограничений для ресторанов нет и не было, указывает господин Миронов.

По данным NPD Group, в январе—июне трафик в заведения общепита в России отставал от уровня двухлетней давности на 11%. Наибольшие потери наблюдаются в ресторанах полного обслуживания, где посетителей было на 32% меньше. Бары и пабы потеряли 31% клиентов, столовые — 26%, кафетерии и пекарни — 9%. По данным Росстата, в январе—сентябре оборот ресторанного рынка был 1,35 трлн руб.

Дарья Андрианова

Вся лента