Чернее черного

Ученые считают биологические инвазии главной проблемой Черного моря

Экология Черного моря находится в кризисном состоянии. За последние сто лет под влиянием антропогенных факторов флора, фауна, температура и состав воды Черного моря изменились необратимо. В Черном море находят различные химикаты, микропластик, антибиотики и нефтепродукты. Однако ученые считают, что куда больший вред морской экосистеме могут причинить биологические инвазии (вторжение видов-­вселенцев). По их мнению, проблема может усугубиться после строительства канала-­дублера пролива Босфор, анонсированного турецкими властями. Для изменения ситуации эксперты призывают строго контролировать морские перевозки и другие виды хозяйственной деятельности со стороны всех государств, омываемых Черным морем.

Ежегодно в черноморские порты заходят более 50 тыс. судов, перевозящих свыше 100 млн т нефти

Фото: Зотов Алексей, Коммерсантъ

Нефть и химия

Черное море является зоной основного российского нефтяного экспорта. Ежегодно в черноморские порты заходят более 50 тыс. судов, перевозящих свыше 100 млн т нефти. Часть транспортируемой нефти попадает в море при сбросе балластных вод, авариях и пр.

Одно из самых масштабных загрязнений Черного моря нефтепродуктами за последние десять лет произошло 7 августа этого года. В шести километрах от берега в поселке Южная Озереевка (Новороссийск) на Морском терминале АО «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) во время закачки нефти на греческий нефтяной танкер Minerva Symphony с выносного погрузочного устройства (ВПУ) произошел залповый выброс нефти.

По данным компании, площадь разлива составила около 200 кв. м, объем — порядка 12 куб. м. Причиной ЧП стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью ВПУ. Однако позже ученые Института космических исследований РАН заявили, что площадь нефтяного пятна — в 400 тыс. раз больше заявленной КТК.

Росприроднадзор на данный момент не озвучил объем разлива нефти и сумму ущерба на объекте КТК под Новороссийском.

После аварии в российском отделении Greenpeace сообщили, что разлив нефти неминуемо ударит по морским обитателям: под угрозой окажутся рыбные ресурсы, птицы и морские экосистемы в районе нефтеразлива.

Спустя два месяца после аварии на КТК студенты Московского авиационного института (МАИ) обнаружили еще одно загрязнение нефтью акватории Черного моря у берега Новороссийска. Пятна длиной до 10 км зафиксированы на глубине 47 м, где покоится пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», затонувший 31 августа 1986 года. Данные о загрязнении переданы в Администрацию морских портов Черного моря.

Как рассказал “Ъ-Кубань” кандидат биологических наук, заведующий лабораторией прикладной океанографии Федерального исследовательского центра Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН) Олег Степаньян, Черное море активно используется для судоходства, уровень содержания нефтяных углеводородов в некоторых местах водоема превышает предельно допустимую, но не критическую, концентрацию, например, в районе Туапсе, Новороссийска, Керченского пролива. Однако, по словам ученого, экосистеме Черного моря удается справляться с нефтяным загрязнением. «Сырая нефть — это природное вещество, которое достаточно быстро разлагается определенными бактериями. Куда серьезнее проблема загрязнения Черного моря пестицидами или инсектицидом ДДТ (дуст), которые имеют огромные сроки разложения. К примеру, следы дуста, который запретили использовать в сельском хозяйстве еще в 80х годах, до сих пор находят в море»,— рассказывает господин Степаньян.

Море тонет в пластике

Одной из ключевых для Черного моря становится проблема загрязнения мусором. Летом 2019 года в Одессе были представлены результаты совместного проекта ЕС/Программы развития Организации объединенных наций (ООН) «Улучшение экологического мониторинга Черного моря». Исследование проводилось в открытом море и в прибережных водах Украины, России и Грузии на протяжении трех лет.

Согласно полученным данным, количество морского мусора в Черном море вдвое больше, чем в Средиземном, 83% — это пластик.

По данным Greenpeace, в 2020 году научная команда из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН во время исследования состояния млекопитающих Черного моря обнаружила «мусорные острова» (более 450 точек скопления мусора были замечены с воздуха).

По словам Олега Степаньяна, истинные масштабы загрязнения Черного моря пластиком, как и влияние его на морских обитателей, еще только предстоит оценить: «Недавно мы начали работы по оценке пластикового загрязнения Черного моря, в том числе микропластиком».

Опасность вторжения новых чужеродных видов возрастает в связи со строительством дублера Босфора — канала «Стамбул». Рукотворный пролив в длину будет достигать 45 км, его глубина — 20 м, ширина — 275 м

Черное море — уникальный водоем. В нем, по всему периметру, наблюдается так называемое основное черноморское течение (ОЧТ), оно направлено против часовой стрелки и образует два вихревых потока (научное название «очки Книповича»). Особенность течения не позволяет в значительной степени избавляться от мусора, который накапливается в море, в том числе в российскую акваторию часто приносит мусор из Турции. К примеру, жители Сочи и Новороссийска не раз находили на берегу моря «импортный» мусор. «Особенно это было заметно в советские годы, когда у нас еще не было пластикового мусора и люди находили необычные упаковки на морском берегу. Много мусора попадает в море из рек, которые в него впадают, с пляжей»,— рассказывает ученый.

Однако «мусорные острова», по мнению Олега Степаньяна, преувеличение. «С учетом сильных течений и ветров в Черном море такие статичные мусорные образования, которые "стоят" в одном месте много месяцев, сложно представить. К тому же Черное море — это глубоководный водоем, средняя глубина которого достигает 2 тыс. м, в нем есть сеть глубоководных каньонов (русла древних рек). Чаще всего мусор попадает в эти каньоны как в "ловушки"»,— говорит сотрудник ЮНЦ РАН.

Морские мигранты

Значительный удар по экосистеме Черного моря и региональной экономике наносят биологические инвазии (внедрение чужеродных агрессивных видов). Вселенцы попадают в Черное море с балластными водами и на днищах сухогрузов из других морей и океанов.

Большинство видов-­мигрантов погибают в непривычной среде обитания, но те, кто выживают, не имея естественных хищников, уничтожают местные виды.

Как рассказал Олег Степаньян, таким образом в конце 80х годов в акваторию Черного моря из Северной Америки проник мнемиопсис (вид гребневиков, внешне напоминающих медузу), который отвоевал кормовую базу шпрота — одной из главных промысловых рыб Черного моря. Ущерб рыбному промыслу России оценили в 200–300 млн долларов в год. Помощь пришла в начале 90х годов в виде другого вида гребневика — хищного берое, который питается мнемиопсисом. Новый вселенец также попал с балластными водами.

В 1947 году в Цемесской бухте впервые был обнаружен рапан. Предположительно он попал в Черное море на днище кораблей из Тихого океана. Новый хищник истребил черноморского гребешка, на грани вымирания оказались устрицы, сократилась численность мидий, стали редкими или совсем исчезли донацилла, гульдия, лорипес, гастрана и др.

По мнению Олега Степаньяна, опасность вторжения новых чужеродных видов возрастает в связи со строительством дублера Босфора — канала «Стамбул». Рукотворный пролив в длину будет достигать 45 км, его глубина — 20 м, ширина — 275 м.

«В отличие от мелководного и извилистого Босфора, новый канал будет ровный и широкий. Через него в Черное море будут заходить еще более крупные суда из Азии, Америки и Африки, возрастет и интенсивность судоходства. Риски биологических инвазий увеличатся существенно, и неизвестно, чем это все закончится»,— считает ученый.

Бороться с этой проблемой, по мнению Олега Степаньяна, впрочем, как и с другими негативными факторами, влияющими на экологию Черного моря, можно только путем более строгого контроля и договоренностей между государствами, расположенными на его берегу. Однако в условиях непростых геополитических отношений — это вряд ли возможно.

Одной из ключевых для Черного моря становится проблема загрязнения мусором

Фото: Леонид Воронин

Что течет с берега

Большое количество загрязнений попадает в Черное море с берега. Химические вещества — через речной сток, органика — через очистные сооружения. Кроме того, на берегу моря расположено множество промышленных предприятий, включая порты.

К примеру, в Черное море впадают две крупные реки — Дунай и Днепр. Первая приносит загрязнения со всей Европы, вторая — с большей части Украины. На территории России в море впадают небольшие реки, вместе с которыми в его воды также попадают загрязняющие вещества.

Что касается сточных вод, по мнению Олега Степаньяна, они больше влияют на человека: отдыхающие могут подхватить кишечную инфекцию. Кроме того, азот и фосфор приводит к цветению моря.

«Трубы очистных сооружений в Сочи, Новороссийске и Геленджике, которые строились в середине прошлого века, износились и разломились в некоторых местах. Это подтверждал Институт океанологии РАН. Что в итоге происходит. При строительстве очистных сооружений учитывали, что в толще черноморских вод есть скачок плотности — термоклин (разница температур слоев воды), трубы опускали на глубину около 50–60 м. И термоклин служил своеобразной "крышкой", которая не позволяла канализационным стокам подниматься на поверхность. Но если труба разломилась выше, то выброс происходит в слое воды, который не удерживает сточные воды на дне, и они всплывают на поверхность»,— объясняет ученый.

Летом 2021 года во время визита на Кубань вице-премьера РФ, куратора Южного федерального округа (ЮФО) Марата Хуснуллина стало известно, что все 16 основных очистных сооружений на Черноморском побережье, от Сочи до Новороссийска, вошли в программу реконструкции, рассчитанную до 2024 года. Ее стоимость оценивают в 60 млрд руб.

Регулярно Росприроднадзор штрафует предприятия, осуществляющие свою деятельность в акватории Черного моря, за загрязнение моря отходами производства. В ответ на природоохранные требования компании стараются совершенствовать экологический менеджмент.

Как рассказали “Ъ-Кубань” в пресс-­службе ООО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ, входит в «Деметра-­холдинг», созданный ВТБ), компания реализует комплексную программу, направленную на минимизацию воздействия на экологию акватории терминала. «Технологическая схема перевалки зерна на НЗТ предусматривает безотходную технологию транспорта зерна. Пыль, улавливаемая на системах аспирации и на фильтр-­установках основного оборудования терминала, возвращается в производственный цикл. Также на Новороссийском зерновом терминале действует современная технология пылеподавления методом "глазирования зерна растительным маслом", которая широко применяется на зерновых терминалах и элеваторах в США и Европе. Это один из новых методов для уменьшения выброса зерновой пыли в атмосферу, использование всего 200 граммов специального распыляемого масла на одну тонну зерна существенно уменьшает выбросы пыли в атмосферу. Глазирование зерна позволяет минимизировать воздействие на экологию, обеспечить безопасность производства, уменьшить количество пыли и сэкономить на каждой тонне экспортируемого зерна»,— сообщили в НЗТ.

АО «Черномортранснефть» (входит в ПАО «Транснефть») построило специальный полигон гидробионтов для мониторинга состояния водной среды акватории Черного моря. По данным пресс-­службы компании, площадка биологических тест-объектов размещена на опорах причала №1 в порту Новороссийска.

В специальных садках на глубине 6–9 м размещены 300 двухстворчатых гигантских устриц. Также установлены коллекторы для оседания мидий, всего на конструкции было подсажено девятьсот мидий. Для произрастания зеленой (Ulva rigida) и бурой водоросли (Cystoseira barbata) на шатровых частях стенда натянута специальная сетка. Посадочный материал был отобран в хозяйствах марикультуры на мысах Большой и Малый Утриш в Анапском районе.

Устрицы и мидии накапливают в своих тканях загрязняющие вещества из воды, являясь по сути чувствительными биоиндикаторами.

«Анализ образцов гидробионтов позволит точно оценивать эффективность реализуемых в порту природоохранных мероприятий, в том числе очистку сточных вод на ПК "Шесхарис". Каждые полгода объекты аквакультуры будут исследоваться на предмет содержания в тканях нефтепродуктов»,— пояснили в компании.

Наталья Решетняк

Вся лента