За далью дал

В России замедлился рост продаж алкоголя

На российском алкогольном рынке, который ощутил резкий подъем спроса в начале пандемии, появились признаки стагнации. По данным NielsenIQ, по итогам января-августа продажи спиртного в натуральном выражении выросли на 1,3% против 7,4% за тот же период 2020 года. Отгрузки водки, игристых вин и вермутов даже снизились. Участники рынка и эксперты связывают динамику с падением покупательной способности и ростом акцизов.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Наблюдавшийся с начала пандемии рост спроса на алкогольные напитки в России начал замедляться. По данным NielsenIQ, по итогам января—августа продажи всей категории выросли в натуральном выражении на 1,3% год к году. За тот же период 2020 года показатель увеличивался на 7,4%, а по итогам всего года — на 3,8%.

Так, продажи пива в натуральном выражении за первые восемь месяцев 2021 года увеличились на 2%, рома — на 9,2%, текилы — на 1,1%, виски — на 16,2%, шампанского — на 5,9%.

В 2020 году спрос на эти напитки рос на 4,4%, 18,2%, 4,4%, 17,6% и 22% соответственно. У ряда алкогольных категорий продажи в натуральном выражении начали снижаться. Так, спрос на водку упал на 2,5%, на игристые вина — на 11%, на вермуты — на 13%.

Алкогольные напитки стали одной из наиболее динамично растущих категорий на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в 2020 году, отмечали ранее в NielsenIQ. Увеличению спроса способствовали в том числе последствия пандемии: закрытие баров и ресторанов, ограничения на путешествия, переход на удаленный режим работы и закупки впрок.

Александр Мечетин, председатель правления Beluga Group, в интервью “Ъ”, декабрь 2020 года:

«Потребители в начале пандемии запасались, чтобы реже выходить из дома».

Продажи собственных брендов Beluga Group (водки Beluga, «Мягков», «Беленькая», виски Fox & Dogs, джин Green Baboon и др.) в январе—сентябре снизились на 3,4%, до 3,3 млн дал, на фоне рекордных в 2020 году. В холдинге Roust («Русский стандарт», «Зеленая марка», «Талка») говорят, что продажи фокусных брендов за восемь месяцев выросли в диапазоне 14,5–29,1%, а доля на водочном рынке РФ — с 9,3% до 9,9%. Снижение спроса на ряд категорий там объясняют влиянием высокой базы 2020 года и изменением потребительских предпочтений.

Гендиректор Алкогольной сибирской группы (АСГ; бренды «Белая березка», «Хаски», «Пять озер») Сергей Лебедев подтвердил снижение рынка водки в пределах 2%, что может быть связано с консолидацией после ухода локальных игроков сегмента минимальной розничной цены. АСГ в январе—августе увеличила продажи на 2,6%, до 4,7 млн дал, говорит топ-менеджер.

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (BUD, Stella Artois, Corona Extra) Ораз Дурдыев тоже связывает замедление темпов роста продаж пива с высокой базой 2020 года из-за жаркого лета, а также с ростом акциза на алкоголь на фоне снижения покупательной способности населения и сохраняющимся дефицитом алюминиевой тары.

Основатель и президент Simple Group Максим Каширин говорит, что группа видит двухзначный рост продаж по всем категориям: в розничных сетях оборот вырос на 10% в натуральном выражении и на 19% в деньгах. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», «Ленте» и Auchan на вопросы “Ъ” не ответили.

Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз констатирует, что российский алкогольный рынок стабилизируется после резкого роста спроса в 2020 году.

По его словам, на замедлении продаж в рознице сказались восстановление работы HoReCa, а также возвращение сотрудников в офисы. Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман отмечает, что продажи крепкого алкоголя обычно растут осенью и зимой начиная с октября. Но в целом он видит общий тренд на снижение потребления спиртного в России, в том числе в связи с распространением моды на здоровый образ жизни среди молодых потребителей. Кроме того, добавляет эксперт, на продажи в натуральном выражении могли повлиять снижение покупательной способности и стремление россиян к экономии. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев ждет, что по итогам года продажи спиртного в федеральных сетях будут ниже прошлогодних, но могут превысить уровень 2019 года.

Анатолий Костырев

Вся лента