Песнь пенсии

Дэниел Крейг в последний раз сыграл Джеймса Бонда

В прокат выходит «Не время умирать» Кэри Джоджи Фукунаги — 25-й фильм бондианы и последний, в котором роль легендарного шпиона с позывными 007 исполнил Дэниел Крейг. Прощание с эпохой, растянувшееся на 2 часа 43 минуты экранного времени, получилось масштабным во многих отношениях, но авторы картины сделали все, чтобы Юлии Шагельман было не жаль расставаться ни с ними, ни с Крейгом, ни, возможно, с франшизой в целом.

В Бонде Дэниела Крейга столько усталости, что фильм кажется не только прощанием актера с ролью, но и финалом бондианы

Фото: Metro-Goldwyn-Mayer

«Это конец»,— еще в 2012 году пела Адель в заставке 23-го бондовского фильма «007: Координаты "Скайфолл"». Тогда агент секретной службы ее величества с лицензией на убийство попытался уйти на пенсию, но был вынужден вернуться к работе из-за сложносочиненных интриг в родной организации. Колени его скрипели, спина не гнулась, беготня по крышам, прыжки с высоты и прочие трюки давались с трудом, а каждый первый встречный считал своим долгом сообщить Бонду, Джеймсу Бонду, что выглядит он плохо и вообще устарел физически и морально. Ко всему этому прилагались очередные предательства и потери, ставшие ключевой темой крейговского цикла, начиная с «Казино "Рояль"» (2006).

Но, разумеется, это был еще не конец. После того как «Скайфолл» был по праву признан едва ли не лучшим фильмом бондианы, а также стал самым кассовым фильмом за всю ее историю и седьмым в списке самых кассовых за всю историю кино (сейчас он занимает там 28-е место), Дэниел Крейг, режиссер Сэм Мендес и остальная команда вернулись с картиной «007: Спектр» (2015). Этот выпуск такого успеха уже не имел, критикой был встречен довольно сдержанно и снова запустил разговоры о том, что Крейгу пора бы уже на покой.

Горячее всех эту идею поддерживал сам актер, драматически заявляя в интервью, что скорее перережет себе вены куском битого стекла, чем вернется к роли Бонда.

Однако сила убеждения продюсера Барбары Брокколи, унаследовавшей франшизу у своего отца, а главное, ее бездонный кошелек все-таки заставили его передумать — теперь уж точно в самый-самый последний раз.

Тем не менее бондиана успела поставить еще один рекорд: перерыв между «Спектром» и «Не время умирать» оказался самым длинным для одного актера в главной роли (в предыдущий раз за шесть лет между «Лицензией на убийство» (1989) и «Золотым глазом» (1995) Пирс Броснан сменил на посту Тимоти Далтона). Тут сказался и затянувшийся съемочный процесс, за время которого проект покинул Дэнни Бойл, а место режиссера занял Кэри Фукунага, и многочисленные переносы релиза, который изначально планировался аж в ноябре 2019 года,— сначала из-за производственных проблем, а затем из-за пандемии. Интерес к картине подогревался за счет периодически выпускаемых трейлеров (и это скорее помешало делу — туда вошла самая эффектная экшен-сцена, на фоне которой померкли остальные, и без того до обидного немногочисленные и невыразительные для фильма о Бонде), а также сногсшибательных новостей. Например, что новым агентом 007 станет темнокожая женщина — особенно по этому поводу взволновались, конечно, русскоязычные соцсети.

Что ж, блюстителей традиций можно успокоить: в фильме и вправду появляется новая сотрудница MI6 Номи (Лашана Линч), которой в связи с временным отсутствием Бонда на службе передали его номер с двумя нулями. Но исключительно для того, чтобы, бесцельно поболтавшись под ногами у заслуженного коллеги, в финале со всем почтением вернуть ему заветные цифры, а самой отбыть в укрытие с женщинами и детьми, пока старый, не портящий борозды конь с безгранично утомленным выражением на помятом лице привычно спасает мир. И этот сюжетный ход получился весьма характерным для картины в целом.

Ведь за последние 15 лет мир во многих отношениях изменился сильнее, чем за предшествующие 40, и агент 007 с его бесконечными коктейлями и легкими постельными победами стал выглядеть обветшалым конструктом былых времен. Авторы нового фильма попытались, с одной стороны, это обыграть (полностью скопировав «пенсионную» линию «Скайфолла» вплоть до шуточек о физической форме Бонда, в которых нет уже ничего смешного), а с другой — не меняя сути героя, заставить его вести себя по-другому. Результат вышел, признаться, обескураживающим.

Да, теперь Бонд, встретив на задании молодую красотку, не тащит ее в койку, а по-товарищески пожимает ей руку и глядит вслед заботливым отеческим взором, но это выглядит скорее как очередное подтверждение его усталости от жизни, чем безупречной «новой этичности».

Тем более что все красотки, включая дежурную «девушку Бонда» в исполнении Леи Сейду, так и остались чисто декоративными фигурами без внятных характеров — когда их не рекламировали как «сильных женских персонажей», было хотя бы честно.

В чем картина оказалась неожиданно актуальной, так это в своем выборе угрозы для всего человечества. Во-первых, злодеи в ознаменование современной геополитической ситуации снова из России, зовут их Люцифер Сафин (Рами Малек) и Валдо Обручев (Давид Денсик) — намучились, должно быть, парнишки в советских школах; во-вторых, они разработали отравляющее вещество поразительной убойной силы (называется красиво — «геракл»); в-третьих, одним из многочисленных и противоречивых его эффектов является то, что зараженные не должны подходить друг к другу ближе чем на полтора метра. Пожалуй, в 2021 году зрители смогут прочувствовать ужас этой ситуации лучше, чем в 2019-м, но в остальном фильм только подтверждает, что, вопреки его названию, этот Бонд со своим прощанием довольно сильно запоздал. Возможно, дальше герой с позывными 007 действительно сменит пол, расу или ориентацию, и у него начнется совсем новая жизнь, но она будет уже загробной.

Вся лента