Эффект зеркала

Скульптуры Жан-Мишеля Отоньеля в Пти-Пале

«Начало карантина было временем депрессии и стресса. Я только закончил ремонт в новой большой мастерской, мои сотрудники не могли выйти из дома и работали оттуда. Находясь дома в одиночестве, я стал делать множество рисунков. Когда появилась возможность наконец добраться до студии, я взялся за проект в Пти-Пале,— начинает рассказ о новой выставке французский художник Жан-Мишель Отоньель, известный своими работами из муранского стекла.— Мы все сейчас находимся в процессе восстановления после пандемии, настало время надежды. Об этом и о том, как дальше жить и работать вместе, я думал при подготовке к выставке. Мне хотелось сделать для Парижа очень красивый проект. Поэтому последние девять месяцев непосредственной работы над ним оказались чрезвычайно захватывающими».

Художник Жан-Мишель Отоньель,

Фото: Claire Dorn / Courtesy of the artist & Perrotin

Экспозиция «Теорема Нарцисса» открывается 28 сентября в парижском Пти-Пале (увидеть ее можно будет до 2 января 2022 года). Решение о проведении выставки возникло спонтанно: Жан-Мишель получил приглашение от музея в начале 2020-го и с энтузиазмом взялся за подготовку масштабной экспозиции, которая займет не только залы, но и сад: там будет установлено более 70 скульптур. До этого выставка Отоньеля такого масштаба случилась в Париже десять лет назад — тогда ретроспективу художника показали в Центре Помпиду («Мой путь», 2011), а большую часть работ собрали по частным и музейным коллекциям. Экспозиция же в Пти-Пале сформирована из новых или созданных совсем недавно скульптур.

Идея использовать в названии выставки отсылку к легенде о Нарциссе пришла к Жан-Мишелю, когда уже было понятно, какие скульптуры он собирается представить публике. Обычно пространство дворца-музея занимают несколько выставок разных художников, но Отоньель получил его в свое распоряжение целиком. Он решил поработать с архитектурой здания, фасадом и садом. Так выставка стала многочастной. «Мне нужно было так рассказать историю, чтобы привлечь людей в Пти-Пале,— объясняет Жан-Мишель, акцентируя внимание еще и на том, что вход на экспозицию будет бесплатным.— И она должна отзываться в каждом».

Известная большинству легенда о Нарциссе — ключевой элемент выставки: опираясь на эту легенду, художник связывает сад Пти-Пале с остальными пространствами дворца в единое повествование. А зеркальные поверхности скульптур (некоторые формой напоминают соцветия) получают новое прочтение.

Кроме этого, Отоньель напоминает, что во время пандемии люди снова осознали важность природы, необходимость хотя бы иногда находиться в окружении растений. В XIX веке, когда был построен Пти-Пале, сады занимали важное место в жизни горожан. При этом часть — ботанические сады становились результатом работы ученых и отчасти являлись реконструкцией лесного массива, но при этом несли на себе флер фантазий или легенд. Растения для ботанических садов привозились со всего света, и посетители всегда могли открывать там для себя что-то новое.

Работа Жана-Мишеля Отоньеля «Золотой лотос»

Фото: Claire Dorn / Courtesy of the artist & Perrotin

На выставке будут представлены и скульптуры, которые Жан-Мишель вот уже восемь лет создает совместно с мексиканским математиком Аубином Арройо: в основу положены кольца Борромео. Начало сотрудничеству дало письмо математика — его заинтересовали формы скульптур, которые Отоньель на тот момент делал уже лет десять. Поначалу они общались только в интернете, личному же знакомству поспособствовала экспозиция, организованная в Институте математики Национального независимого университета Мексики. Теперь эти работы — непременные участники любой выставки, правда, несмотря на богатую экспозиционную историю (их показывали в Латинской Америке, США и Канаде), в Европе такой широкий спектр скульптур из серии будет представлен впервые.

Александр Щуренков

Вся лента