ОСК сошла с конкурса на стапели

Корпорация отказалась от покупки индийской верфи

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) отказалась от покупки крупной частной индийской верфи Reliance Naval and Engineering (RNEL), которая была выставлена на аукцион из-за финансовых проблем. По словам главы ОСК Алексея Рахманова, причиной стала невозможность провести технический аудит верфи из-за пандемии. При этом ОСК все равно нужны мощности в Индии для участия в местных тендерах на поставку боевых кораблей.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

ОСК официально признала, что вышла из конкурса по покупке крупной обанкротившейся индийской верфи RNEL в порту Пипавав. «В финал не пошли. Мы выпали из гонки, в частности, потому, что не смогли сделать детальный технический аудит из-за коронавируса»,— заявил журналистам глава корпорации Алексей Рахманов. При этом он отметил, что ОСК может приобрести другую верфь в Индии, не уточнив, где и в какой срок. «У нас есть альтернативы, мы продолжаем их смотреть. Перед нами задача — оптимизировать присутствие в Индии. Нам нужно выполнять задачи, которое перед нами ставит индийское правительство в формате make in India»,— отметил господин Рахманов.

Частная верфь Reliance Naval and Engineering создана в 1997 году, ранее входила в Reliance Group Анила Амбани. Это один из крупнейших в Индии судостроительных заводов с сухим доком 662х65 м. Общая площадь комплекса превышает 195 тыс. кв. м. На верфи есть два крана «Голиаф» общей грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн. RNEL из-за финансовых проблем была выставлена на продажу весной прошлого года по решению кредиторов. Задолженность верфи в 2019 году достигала $1,6 млрд, сообщали зарубежные СМИ. Одна из причин долгов — большие штрафы из-за проблемы с выполнением контракта на постройку пяти патрульных кораблей проекта 21 NOPV (105 м, 1,5 тыс. тонн). Верфь также строит для береговой охраны Индии учебный корабль длиной 105 м и сторожевые катера.

ОСК заинтересовалась покупкой RNEL летом прошлого года (см. “Ъ” от 7 июля 2020 года). Индийские СМИ называли российскую корпорацию основным претендентом на этот актив, в частности, из-за давнего плотного сотрудничества. RNEL взаимодействовала с «Северным ПКБ» (входит в ОСК) по разработке патрульных кораблей и техническому обслуживанию фрегатов. В 2015–2016 годах ОСК планировала выбрать RNEL партнером для строительства фрегатов проекта 11356 для индийского флота. Но в Индии фрегаты решили строить на Goa Shipyard Limited, а два аналогичных корабля в России строит «Янтарь» (входит в ОСК). Также с центром судоремонта «Звездочка» было соглашение о создании совместного предприятия по модернизации дизель-электрических подлодок.

Алексей Рахманов, глава ОСК, об участии в конкурсе на верфь в Индии, 23 августа
Мы выпали из гонки, в частности, потому, что не смогли сделать детальный технический аудит из-за коронавируса

Источники издания The Print связывали интерес ОСК к RNEL с планами корпорации построить шесть таких подлодок по российскому проекту для ВМС Индии. Однако правительство Индии решило отдать заказ своим государственным верфям. В результате у ОСК пропал интерес к RNEL, поскольку теперь у верфи «нет четких бизнес-перспектив». По данным The Print, после выхода ОСК из аукциона основным претендентом на покупку RNEL стал консорциум компании GMS из ОАЭ и турецкой верфи Besiktas Shipyard. Известно, что в конкурсе есть еще два участника из Индии: компания APM Terminals и Naveen Jindal Group.

ОСК отказалась от покупки RNEL, поскольку «актив крайне обремененный и находящийся на плохом счету у руководства ВМС Индии, с такой базой общаться с индийским флотом и правительством трудно», полагает старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. «При этом ОСК в Индии нужно присутствие для участия в индийских тендерах на постройку кораблей. Речь в первую очередь о программе проекта 75I по постройке шести подводных лодок, которые должны строиться по пресловутому принципу make in India»,— заключает он.

Полина Смертина

Вся лента