МХАТ продолжит с Ольгой Бузовой

Почему театр решил не прекращать сотрудничество с певицей

Певица Ольга Бузова снова выйдет на сцену МХАТ им. Максима Горького. Она сыграет роль певицы Бэллы Шанталь в сентябрьских показах спектакля «Чудесный грузин» про молодость Иосифа Сталина. Премьера постановки прошла в июне. И вызвала резонанс не только в театральной среде, но и в соцсетях. Одни упрекали театр в том, что такой шаг порочит актерскую профессию. Другие — хвалили за удачный пиар-ход. Почему МХАТ решил продолжить сотрудничество? С подробностями — Яна Лубнина.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

«Хорошо, что Станиславский до этого не дожил», — актер Сергей Безруков, кажется, точнее всего резюмировал реакцию театрального сообщества на появление Ольги Бузовой во МХАТе. Роль телеведущей в спектакле «Чудесный грузин» называли «смертью театра» и «дискредитацией профессии». Несмотря на волну негатива в СМИ и соцсетях, билеты на спектакль разошлись мгновенно. Перекупщики предлагали их на Avito за 75 тыс. руб. При этом их цена на сайте не превышала 8 тыс. руб., и это не самый дорогой спектакль МХАТа. Инстадива сыграла роль певицы кабаре, которая работает на молодого Иосифа Джугашвили — по сути, шпионки в светских кругах. В постановке она исполняет несколько романсов и сначала поет под фонограмму.

Потом Ольга Бузова пела вживую и, по словам зрителей, иногда фальшивила. Сама телеведущая парировала, что ее героиня специально не попадает в ноты — она ведь шпионка. Худрук МХАТа Эдуард Бояков в свою очередь признал эксперимент с приглашением телеведущим удачным: «стоячая овация снимает все вопросы», говорил он после премьеры. И замечал, что театр не стремился за хайпом, но он неизбежно возник — сказалось и появление Бузовой, и личность главного героя — Сталина.

Телеведущую на эту роль пригласили неслучайно, говорила в интервью режиссер спектакля «Чудесный грузин» Рената Сотириади: «Что Иосиф Джугашвили — это неоднозначная личность в истории нашей страны. И Ольга Бузова — это тоже очень неоднозначный персонаж в истории современной России. Как два представителя разного времени, разных эпох».

За несколько репетиций и два премьерных показа Бузова получила почти 500 тыс. руб. Гонорар за сентябрьские показы — чуть больше 200 тыс. руб. Режиссеры театров в интервью СМИ такие затраты критиковали, ведь актеры труппы обычно получают меньше. С другой стороны, приглашение телеведущей можно считать вложением в рекламу, и тогда гонорар уже не вызывает удивления. Но скорее всего, инвестиция была одноразовой. Сентябрьские показы «Чудесного грузина» вряд ли так же заинтересуют публику, как в июне, считает театральный критик Марина Райкина: «Первый раз, конечно, это сработало. Сейчас — уже все.

Существует зрительская почта, которая передает, что этот спектакль — так себе, абсолютный театральный нафталин. Ну, Бузова, может быть, лучшая среди худшего.

Как человек бизнеса она, я уверена, в этой истории единственная, кто выиграет. Сможет ли это конвертировать МХАТ имени Горького? Уверена, что только со знаком минус.

Хайп приходит и уходит, а послевкусие остается».

Приглашение медийных персон — не редкость для театральных площадок. Этот тренд не новый, и он сохранится, говорит драматург «Гоголь-центра» Валерий Печейкин: «Когда в театр попадает человек извне, это его на самом деле оживляет и обогащает. И этот тренд будет сохраняться, потому что театр приглашает личность, которая приносит буквально себя, играет практически камео. И Ольга Бузова, и певица Лолита Милявская, когда они выходят на сцену, зрители видят, прежде всего, их, и это нормально, это естественно».

В театре «Модерн», например, играет Лолита Милявская. А театр на Малой Бронной рассматривал на роль в новом спектакле по «Вишневому саду» трансгендера Наталью Максимову. Однако позже это опровергли. Тем не менее, вряд ли это может сравниться с реакцией на появление во МХАТе Ольги Бузовой.

Елена Иванова

Вся лента