Между Афганистаном и ШОС встали талибы

Главы МИДов стран—членов организации обсудили афганский кризис

Наступление талибов в Афганистане заметно омрачило юбилейную встречу министров иностранных дел стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Связанные с этим угрозы напрямую касаются большинства государств, представители которых собрались в среду в Душанбе. Страны—члены ШОС непосредственно граничат с Афганистаном, и некоторые из них уже вынуждены принимать первых беженцев и усиливать охрану своих границ. С подробностями из Душанбе — корреспондент “Ъ” Марианна Беленькая.

Сергей Лавров и его коллеги по ШОС рассчитывали уделить главное внимание подготовке юбилейного саммита организации, но ситуация в Афганистане смешала все карты

Фото: Пресс-служба МИД России

Бои между правительственными силами Афганистана и отрядами движения «Талибан» (запрещено в РФ) стали центральной темой встречи Совета министров иностранных дел (СМИД) стран—членов ШОС, прошедшей в Душанбе. «Государства ШОС поддерживают усилия правительства и народа Исламской Республики Афганистан, направленные на восстановление мира, экономическое развитие страны, противостояние терроризму, экстремизму и наркопреступности»,— заявил глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин, открывая первую в истории ШОС встречу в формате Контактной группы министров иностранных дел стран—членов организации с их афганским коллегой Мухаммадом Ханифом Атмаром.

Афганистан уже давно претендует на полноправное членство в организации. Однако, по словам источников в российской делегации, с учетом сложившейся в стране ситуации Москва считает преждевременным рассматривать афганскую заявку, в отличие от иранской. По мнению России, принятие Ирана в ШОС давно назрело. Особенно важно это было обнародовать в Душанбе, так как именно Таджикистан блокирует заявку Тегерана из-за контактов иранских властей с представителями запрещенной таджикской стороной Партии исламского возрождения. Иран подал заявку на членство в ШОС в 2008 году, а Кабул — в 2015-м.

В ШОС входят восемь стран: Россия, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. Четыре государства (Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия) имеют статус наблюдателей. Есть еще шесть партнеров по диалогу: это Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. К последним скоро присоединятся Саудовская Аравия и Египет. Решение об этом было принято в рамках заседания СМИД ШОС, после которого сразу же состоялась отдельная встреча по Афганистану.

Участники переговоров планировали обсудить подготовку к юбилейному саммиту глав государств ШОС, намеченному на сентябрь, подвести итоги работы организации за 20 лет и обозначить приоритеты на будущее. Однако последние события заставили сосредоточиться на вопросах безопасности. В ШОС опасаются, что бои между афганскими правительственными войсками и талибами подорвут стабильность стран—членов организации, большая часть которых граничит с Афганистаном. В заявлении по итогам встречи с афганским министром ШОС призвала все вовлеченные в конфликт стороны воздержаться от применения силы и подтвердила безальтернативность политического диалога.

Наступление талибов началось в июне, когда стало понятно, что американцы все-таки уходят из страны. На данный момент вывод войск завершен уже на 95%, покидают Афганистан и многие союзники США по антитеррористической коалиции. При этом к текущей неделе талибы установили контроль уже примерно над 85% территории страны. В частности, в среду стало известно, что талибы захватили центр округа Спин-Болдак на пакистано-афганской границе. На этом фоне пакистанские СМИ цитируют слова своего министра иностранных дел Шаха Махмуда Куреши, который заявил, что Исламабад не сможет принять новых беженцев из Афганистана, опасаясь проникновения в страну «антипакистанских элементов». На полях СМИД ШОС господин Куреши встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Среди тем для обсуждения был и Афганистан.

И Исламабаду, и Москве одинаково не нравится то, как ведет себя Кабул, но при этом они активно поддерживают инклюзивный переговорный процесс и на всякий случай не исключают силовых вариантов развития ситуации.

Пока главы МИДов стран ШОС встречались в Душанбе, в нескольких десятках километров от столицы Таджикистана около 1 тыс. российских военнослужащих 201-й военной базы начали командно-штабные учения.

Как рассказал журналистам источник в российской делегации, развитие событий в северных районах Афганистана показывает, что договоренности между США и талибами, подписанные 29 февраля 2020 года в Дохе, пока не срабатывают. Тогда талибы согласились отказаться от атак на американских военных и их союзников, а также начать переговоры с Кабулом. Первое обещание они сдержали, а вот переговорный процесс не задался. Москва возлагает ответственность за это на афганские власти. «В Кабуле предпочли подождать, когда на выборах в США победит (Джо.— “Ъ”) Байден, в надежде на то, что он изменит решение предыдущей администрации, американцы останутся и, таким образом, будут продолжать править в стране. Не сложилось. В целом момент был потерян. И это дало талибам повод сказать, что "да, вторая сторона не готова к переговорам", и они усилили силовое давление»,— сказал в интервью «РИА Новости» директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. Впрочем, в Москве надеются, что переговоры все-таки начнутся и будут конкретными. Встреча представителей афганского правительства с членами «Талибана» в Дохе запланирована на конец этой недели.

Главы МИДов стран ШОС понимают, что процесс примирения в Афганистане не будет простым и сейчас их главная задача — обеспечить безопасность своих сограждан.

Правда, в ходе недавнего визита в Москву делегация талибов пообещала, что движение не будет использовать Афганистан для нападения на другие страны. «Наши партнеры в Центральной Азии всполошились, но при этом надо смотреть на ситуацию — талибы не входили на территорию Таджикистана, туда сбежали военнослужащие правительственных войск. А сбежав, еще огонь открыли уже с таджикской территории по талибам, которые захватили их позиции. Но талибы дали указание всем полевым командирам огонь по таджикской территории не открывать»,— напомнил в связи с этим Замир Кабулов.

При этом Москву больше всего беспокоит усиление в Афганистане террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ). Еще один повод для волнений — возможное усиление позиций США в Центральной Азии после ухода из Афганистана, в частности, идея переноса в регион американских военных баз. На этом фоне в Москве считают «исключительно важными» постоянные консультации между членами ШОС по горячей линии, чтобы не допустить «перелива» нестабильности на шосовское пространство. Для усиления координации участники заседания согласовали проект программы сотрудничества в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2022–2024 годы. Документ среди прочих должны подписать на саммите в сентябре. В Москве также считают необходимым расширить полномочия Региональной антитеррористической структуры, в том числе включить в ее функционал такие сферы, как пресечение террористической и экстремистской идеологии в интернете и финансовой подпитки терроризма за счет наркоторговли и оргпреступности.

Афганскую же тематику все заинтересованные стороны продолжат обсуждать на открывающейся в четверг в Ташкенте конференции «Центральная и Южная Азия. Региональная взаимосвязанность: вызовы и возможности». Будет там и американская делегация. А у Сергея Лаврова запланированы отдельные переговоры с китайским и афганским коллегами. Так что обо всем, что накипело в Душанбе, можно будет выговориться в Ташкенте.

Фотогалерея

Как уходят американцы из Афганистана

Смотреть

Вся лента