Призраки выходят из тени

Где помимо хоррора любят призраков

125 лет назад Жорж Мельес снял «Замок с привидениями», который принято считать первым фильмом ужасов: в нем героя преследуют четыре призрака. В отличие от других киномонстров, остающихся в гетто хоррора, призраки захватили чуть ли не все жанры — от спортивных драм до философских притч. Weekend выбрал наиболее характерные жанровые примеры фильмов с призраками

Фото: Channel Four Films, Looseyard Productions, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF)


комедия
«Битлджюс», 1988
Тим Бёртон

Фото: The Geffen Company

Два начинающих и поэтому неопытных призрака, Барбара и Адам Мейтленд, хотят выгнать из своего земного дома новых и неприятных жильцов, а не сумев, обращаются за помощью к биоэкзорцисту Битлджюсу, который приносит им больше вреда, чем пользы.

В своей кэмповой комедии Тим Бёртон первым сделал призраков главными героями, в других комедиях вроде «Охотников за привидениями» они всегда оставались на втором плане. И они не подвели: герои «Битлджюса» до сих пор остаются популярнейшими персонажами на Хэллоуин, а сам фильм получил продолжение в виде комикса, мультсериала, компьютерной игры и даже мюзикла — во всех них, как и в оригинальном фильме, привидения оказываются несравненно симпатичнее живых людей.


философская притча
«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», 2010
Апичатпонг Вирасетакун

Фото: Экспонента

Призрак тайской фермерши Хуай возвращается на землю, чтобы провести вместе с умирающим мужем Бунми его последние дни и помочь вспомнить его прошлые инкарнации.

Двухчасовая буддистская притча, где призраки оказываются не менее живыми, чем люди, а телесная оболочка — лишь этапом в бесконечной череде перерождений, получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, попала на обложку Cahiers du Cinema, обеспечила Вирасетакуну всемирную любовь критиков и породила моду среди фестивальных отборщиков на кино магического реализма в его тайском и вообще восточном изводе.


мелодрама
«Привидение», 1990
Джерри Цукер

Фото: Howard W. Koch Productions, Paramount Pictures

Убитый банкир Сэм Уит возвращается с того света, чтобы спасти свою возлюбленную от своего убийцы.

Исключительно слезливая мелодрама — по преданию, Деми Мур взяли на роль главной героини потому, что она могла заплакать в любой момент,— при бюджете в $22 млн собрала немыслимые $500 млн, принесла «Оскар» Вупи Голдберг за роль эксцентричной экстрасенсши, которая помогает возлюбленным наладить контакт, и породила целую армию призраков, которые на волне успеха «Приведения» хлынули на экран, чтобы исправить земные ошибки близких или защитить их, и непременно вляпываются в романтическую историю.


мокьюментари
«Призрачный дозор», 1992
Лесли Мэннинг

Фото: BBC Television Centre

Живущая на окраине Лондона семья сообщает ВВС, что в их доме появился призрак сумасшедшего кошатника по кличке Пайпс. Съемочная группа во главе со звездой британского телевидения Майклом Паркинсоном и несколькими ведущими детских передач выезжает на место и остается в доме на ночь, транслируя все происходящее в прямой эфир. Паркинсон и остальные дурачатся, посмеиваются над историей о призраке — и на глазах телезрителей Пайпс вселяется в Паркинсона и уже в его теле захватывает BBC.

Передача, вышедшая в эфир вечером 31 октября 1992 года, задумывалась как шутка на Хэллоуин, но поняли это не все. Во время эфира в редакцию поступило более 30 тысяч звонков телезрителей, убежденных, что BBC на самом деле захвачено привидением, а впоследствии журнал British Medical Journal описал несколько случаев посттравматического стрессового расстройства, впервые приписываемого последствиям телепросмотра. «Призрачный дозор» на 10 лет запретили к показу, зато сейчас псевдодокументальный фильм уже приобрел культовый статус и стал любимым развлечением британцев в канун Дня Всех Святых.


спортивная драма
«Поле чудес», 1989
Фил Олден Робинсон

Фото: Gordon Company

В 1919 году Джо «Без ботинок» Джексон и еще семеро игроков бейсбольной команды Chicago White Sox были обвинены в игре в пользу противника и поплатились за это своей карьерой; в 1989-м их призраки приходят, чтобы сыграть в последний раз. Помогает им в этом 36-летний фермер Рей Кинселла в исполнении Кевина Костнера, который посреди своего кукурузного поля в Айове слышит голос, приказывающий ему построить бейсбольную площадку. Кинселла приказ выполняет, несмотря на то, что это грозит ему банкротством. Привидения бейсболистов играют, а затея с бейсбольным полем на месте кукурузного окупается — после призраков играть на поле к Кинселле съезжаются живые чуть ли не со всего штата.

Игру привидений зрители оценили по достоинству: фильм стал одним из самых кассовых в 1989 году, получил три номинации на «Оскар» и заслужил от Роджера Эберта сравнение с «Этой прекрасной жизнью» Фрэнка Капры.


мультсериал
«Большой рот», 2017
Создатели Ник Кролл, Дженнифер Флэкетт, Эндрю Голдберг, Марк Левин

Фото: Danger Goldberg Productions

Призрак легендарного джазиста Дюка Эллингтона появляется в нетфликсовском мультсериале, чтобы помочь школьникам справиться с проблемами пубертата. Эллингтон живет на чердаке Ника, главного героя, и, встречаясь с ним и его друзьями, сыплет нецензурными поговорками, дает уроки пикапа, признается во влечении к собственной матери и рассказывает, с какими мужчинами спал Марлон Брандо.

Мультик о половом воспитании, рассказывающий о принципе согласия, разных видах контрацепции и всех точках в сексуальном спектре, придумал стендапер Ник Кролл — подростка Ника он озвучил сам, а на роль Эллингтона позвал оскароносного режиссера Джордана Пила, который, до того как снять «Прочь» и стать символом нового хоррора, писал вместе с Кроллом комедийные скетчи.


артхаус
«Призрачный танец», 1983
Кен Макмаллен

Фото: Channel Four Films, Looseyard Productions, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF)

В почти бессюжетном фильме классика британского арт-кино Макмаллена, наполненном отсылками к Марксу, Фрейду, Годару, призраки преследуют двух героинь — одну в Париже, другую в Лондоне,— пугая по ночам и рождая воспоминания о прошлом. Желая понять, что делать с привидениями, почти не вмешивающимися в жизнь, но непрестанно присутствующими в ней, одна из героинь идет за советом к Жаку Деррида, которого играет Жак Деррида. Философ предлагает расслабиться и поверить в призраков, а затем, ломая четвертую стену, обращается к зрителям и говорит, что «само кино — искусство вызывать призраков к жизни».


Вся лента