Вакцинация приблизила снятие ограничений

Как долго в России будут сохраняться эпидемические запреты

В России могут снять эпидемиологические ограничения уже в ближайшее время. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, начать осторожные послабления позволяют темпы вакцинации. Она заявила, что всего в России от коронавируса привито более 8 млн человек и масштабы этой кампании продолжают расти. При этом, как заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко, количества уже привитых россиян количества достаточно, чтобы управлять эпидпроцессом в регионах.

Действительно ли это так? Кандидат биологических наук, молекулярный биолог Кирилл Волков сомневается, что снимать ограничения по всей России сейчас оправданно.

«По всей Европе сейчас идет подъем заболеваемости и распространение новых штаммов коронавируса, которые более заразны — британский вариант, из ЮАР и так далее. Большая часть областей Украины нашего ближайшего соседа сейчас перешли в "красную" зону, поэтому можно ожидать, что у нас тоже будет подъем заболеваемости.

Учитывая, что Крым близок к Украине, учитывая, что Москва — это хаб, в который попадают все эти вирусы и новые варианты, можно предполагать, что это начало как раз третьей волны.

Но дело в том, что в Москве, в Санкт-Петербурге, в некоторых республиках Кавказа была избыточная смертность. По оценке, по крайней мере по Санкт-Петербургу, переболело порядка 55% населения, порядка 5% привитых, около 60% будут более-менее устойчивы к третьей волне, а это почти коллективный иммунитет.

В таких обстоятельствах можно предполагать, что ограничения надо снимать очень локально, в зависимости от конкретной ситуации. В Санкт-Петербурге и в Москве антивирусные меры уже де-факто сняты, их просто нет. В этих городах, наверное, можно снимать, учитывая, что мы уже близки к коллективному иммунитету. А где-нибудь на периферии, где не так много людей переболело, ни в коем случае отменять их нельзя, потому что будет рост, а медицина там хуже, чем в Санкт-Петербурге и в Москве»,— отметил Кирилл Волков.

Впрочем, как подчеркнули в Минздраве, полностью об ограничениях забывать нельзя, пока у 60% россиян не сформируется устойчивый иммунитет к коронавирусу.

Это единственный вариант предотвратить новые волны пандемии, но и он может оказаться не таким эффективным, рассуждает кандидат медицинских наук Кирилл Маслиев: «Все больше и больше ученых высказывают скепсис в отношении такого термина как коллективный иммунитет. На практике достичь его достаточно сложно. У нас страна с невероятной по размерам территорией, один регион запаздывает по распространению коронавируса, другой — наоборот. Титр антител у ряда людей уже падает. Есть надежда на Т-клеточный иммунитет, который сохраняется на протяжении длительного времени, но тем не менее даже среди моих пациентов люди, которые переболели восемь месяцев назад, у них фактически уже не осталось должного титра антител. Сейчас идет активная гонка между британским штаммом коронавируса, который быстро распространяется, и кампанией по вакцинации.

Последние данные по коронавирусу в России и мире

Смотреть

А чтобы люди чаще, больше и быстрее делали прививки, важна пропаганда от врачей, которые бы открыто говорили о возможных побочных эффектах вакцинации.

Чем больше будет выступлений именно от профильных специалистов, тем будет лучше с точки зрения самой.

Второе — это, конечно же, страх у населения перед вирусом. Чем больше будет разворачиваться к драматичным событиям, связанным с распространением инфекции, тем больше страх от риска заболеть, тем больше будет желающих вакцинироваться».

При этом российские ученые заявили, что разработали вакцину от коронавируса, которая формирует клеточный иммунитет с длительностью до 17 лет. О ней рассказывала глава Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова. Однако пока о препарате почти ничего неизвестно, первую фазу испытаний планируют запустить только в июле.

Пока заявления о длительном иммунитете выглядят необоснованными, считает генеральный директор компании Торговый дом «Аллерген» Алла Денисова: «Те вакцины, которые были до COVID, разрабатывались несколько лет, и раньше, чем закончится третья фаза исследований, а это, как правило, 1,5-2 года, пока не был написан отчет по клиническим исследованиям с учетом всех побочных эффектов и так далее, никто их даже не регистрировал, а потом наблюдали. У группы, которая была в клинических исследованиях, забирали кровь через три года, через пять лет, и понятно, что если через пять лет все хорошо, то очевиден длительный иммунитет. Но на самом деле поскольку всем этим вакцинам даже года нет после разработки, никто не знает, нет никаких данных в нормальных журналах, из чего она сделана. Даже доклиники нет, поэтому все эти заявления, на мой взгляд, преждевременны. Разработчики предположили, что это будет длительный иммунитет, но есть же вакцины, которые у нас пожизненные. Например, гепатит А — один раз укололся и пожизненно. Разработчики одно предполагают, по факту может оказаться совершенно другое».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на этой неделе признал, что спрос на вакцинацию в России пока оставляет желать лучшего. Правда, по его словам, личный пример Владимира Путина, который тоже успел привиться, может положительно сказаться на темпе прививочной кампании. Впрочем, в Кремле до сих пор не назвали, какой именно препарат вкололи главе государства.

Ульяна Миненкова, Светлана Белова

Вся лента