Лотерея взялась за автоматы

«Столото» будет продавать билеты через вендинговые аппараты

Монополист российского рынка лотерей «Столото» будет продавать лотерейные билеты через вендинговые аппараты, которые планирует распространять по франшизе. Компания оценивает будущий размер сети в 3 тыс. точек по всей стране. В Европе такие аппараты уже распространены, но франшиза будет конкурировать с предложениями в других нишах, даже с аппаратами контактных линз, считают эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Распространитель лотерей «Столото» запустил франшизу — соответствующее объявление “Ъ” обнаружил в каталоге Franshiza.ru. Там указано, что компания предлагает франчайзи организовать распространение всех видов государственных лотерей через автоматизированные лотерейные аппараты «Столото». В компании подтвердили, что запустили франшизу впервые, она будет распространяться только на агентскую сеть вендинга.

С июля 2014 года в стране разрешены только государственные лотереи, организаторами которых выступают Минспорт («Гослото» и «Русское лото») и Минфин («Спортлото»). АО ГСЛ — оператор лотереи Минспорта, ООО «Спортлото» — Минфина, а распространителем лотерейных билетов выступает АО «ТК "Центр"» (бренд «Столото»), все три компании контролируются холдингом S8 Capital Армена Саркисяна, который также владеет сайтом Sport24.ru, сервисом Price.ru и другими активами. В 2019 году, по данным компании, выручка «Столото» от продаж лотерей составила 57,9 млрд руб., из них около 55% уходит в призовой фонд, налоги и сборы составили 6,7 млрд руб., сообщали “Ъ” в «Столото».

Лотерейные аппараты продают билеты и могут выдавать выигрыши, также там доступны так называемые моментальные лотереи с выигрышем до 1 тыс. руб., уточнили в компании. В рамках пилота 40 франчайзи уже запустили 120 аппаратов в разных городах, оборудование поставляет вендорная компания «Сенсис», на ее сайте стоимость аппаратов составляет $8,45–9,5 тыс. Общая потребность рынка в таком оборудовании составляет до 3 тыс. единиц, оценивают в «Столото».

Как сообщал “Ъ” 8 апреля, из-за пандемии продажи «Столото» в марте упали на 10% из-за закрытия торговых центров. В «Столото» рассчитывают, что вендинг станет дополнительным каналом продаж.

Сейчас лотереи компании распространяются собственной и партнерской розничными сетями, всего около 100 тыс. точек продаж, включая отделения «Почты России», магазины X5 Retail Group, автозаправки и др.

Подобные лотерейные киоски для продажи билетов есть во многих европейских странах, они упрощают расчеты и привлекают к лотереям дополнительное внимание, говорит президент ГК Uvenco (управляет крупнейшей в стране вендинговой сетью) Борис Белоцерковский. Предложение «Столото» находится в самой популярной ценовой нише — около 600 тыс. руб., но соперничает с другими видами вендинга, указывает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская: «При покупке таких аппаратов редко смотрят какую-то определенную нишу. Таким образом, лотерея может конкурировать как с аппаратом жвачек, так и контактных линз». В таком формате франчайзи может снизить издержки за счет отсутствия продавца и маленькой площади, отсутствия сроков годности товара, необходимости хранения складских запасов и проведения рекламных кампаний, добавляет она.

Юридическая возможность использовать такие терминалы появилась еще десять лет назад, но реализована только сейчас, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Возможно, выводу аппаратов мешала обязательная идентификация участников лотереи при выигрыше менее 15 тыс. руб.— с февраля она отменена, рассуждает юрист.

Такой канал продаж интересен с точки зрения стратегии, потому что потребитель все больше начинает ценить, когда можно делать что-то в автоматическом режиме, без взаимодействия с продавцом, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Кроме того, аппараты обеспечивают большую долю импульсного трафика, что в целом созвучно лотерейному бизнесу»,— отмечает он.

Валерия Лебедева, Никита Щуренков

Вся лента